Подписание прошло в торжественной обстановке. Автографы под основополагающими документами поставили главы МИД двух стран: с турецкой стороны – Ахмет Давутоглу, с армянской – Эдвард Налбандян.
Правда, без скандала не обошлось.
Спасали Лавров и Клинтон
На церемонию установления дипломатических отношений прибыли главы МИД России Сергей Лавров и США Хиллари Клинтон. Важность события в мировом контексте подчеркивал тот факт, что туда приехали и министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, глава МИД Словении, председательствующий в комитете министров Совета Европы Самюэль Жбогар, генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана, министр иностранных дел Швейцарии Мишелин Кальми-Рей.
Церемония задержалась на четыре часа, потому что стороны не смогли согласовать текст заключительного заявления турецкого министра, который тот показал армянскому коллеге в ответ на аналогичный шаг с армянской стороны. Эдвард Налбандян настаивал на том, чтобы из текста Давутоглу убрали заявление о том, что проблемой геноцида армян в Турции в последующем займется специально созданная рабочая группа. Об этом сообщил прессе источник в российской делегации. Правда, ряд СМИ передает также, что турецкая сторона хотела включить тему НКР в заключительную речь. Армянская сторона не хотела допустить этого.
Как рассказывает «Российская газета» со ссылкой на источники в российских дипломатических кругах, в комнате делегации из Москвы, где перед телеэкраном, транслирующим матч между футбольными сборными РФ и Германии, собрались Лавров, Кушнер, Солана и Жбогар, долго ждали начала подписания. Наконец Лавров взял ручку, бумагу и от руки написал по-английски: «Эдвард! Соглашайся на церемонию без заявлений». Под этой запиской подписи поставили сам Лавров, Кушнер, Солана и Жбогар. Бумага была доставлена Эдварду Налбандяну.
Тем временем Хиллари Клинтон тоже не отдыхала. «Она переговорила с армянским министром иностранных дел и провела долгую беседу с турецким министром иностранных дел», – сообщил представитель госдепартамента США. Барак Обама впоследствии высоко оценил вклад Хиллари, заявив, что ей удалось «спасти» процесс подписания армяно-турецких протоколов.
По-видимому, Москва и Вашингтон предполагали, что подписание может пойти негладко, несмотря на заявления обеих сторон о том, что предусловий нет.
Чье давление было решающим – Лаврова или Клинтон, объективно оценить сложно. Но уже менее чем через час после отправленной записки Лаврова церемония началась. Как сообщают зарубежные информагентства, подписи поставили «улыбающийся Давутоглу и Налбандян с каменным лицом». Ну а заключительные речи, концерт классической музыки и официальный ужин пришлось отменить.
Лавров по окончании процедуры подписания сказал, что очень рад установлению дипотношений между партнерами России – Турцией и Арменией. «Мы ощущаем твердый настрой вести дело к установлению добрососедских отношений между Арменией и Турцией, что объективно должно способствовать дальнейшим шагам, укрепляющим мир и безопасность в регионе», – сказал он. И подтвердил, что РФ готова способствовать развитию сотрудничества, особенно в энергетической и транспортной сферах. «ОАО „Интер ЕЭС” участвует в поставках электроэнергии из Армении в Турцию. ОАО „Российские железные дороги” готово обеспечить налаживание и функционирование бесперебойного железнодорожного сообщения между двумя странами через пограничный переход Догукапы–Ахурян. Есть и другие многообещающие проекты, которые позитивно скажутся на повседневной жизни людей», – заверил Лавров.
Геноцид и Карабах
Подписав договоренности без предусловий, каждая страна осталась при своих. Турция не отказалась от позиции по урегулированию в НКР, а Армения – от требований по признанию геноцида.
Согласно документам, в течение двух месяцев после их ратификации парламентами обеих стран будут открыты границы. А вот когда состоятся ратификации – пока неизвестно. Известно лишь, что процесс обещает быть сложным и длительным: далеко не все законодатели что в Армении, что в Турции поддерживают подписанные документы. Так, в Ереване полагают, что заключенный правовой акт предает историческую память армян, погибших во времена Османской империи. Ведь протоколы предполагают создание специальной комиссии для решения спорных вопросов истории. Кроме того, их не устраивает пункт о взаимном признании границ и территориальной целостности других государств. Три из пяти парламентских фракций Армении поддержали подписание протоколов. Против – «Дашнакцутюн» и «Наследие».
В турецком меджлисе ряд депутатов уверен, что правительство не имело права подписывать договоренности до урегулирования в НКР. К тому же подписанием договоренностей очень недоволен Азербайджан. МИД выступил в воскресенье с заявлением: «Нормализация отношений между Турцией и Арменией до вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий составляет прямое противоречие с интересами Азербайджана и затмевает дух братских отношений между Азербайджаном и Турцией, построенных на глубоких исторических корнях». Не исключено, что это заявление Баку сделал достаточно формально. Дело в том, что перед подписанием, когда консультации с Арменией шли полным ходом, Анкара не менее активно работала и в Баку, стремясь убедить азербайджанских братьев в том, что ни одного шага во вред им не будет сделано. Скорее всего, турецкой стороне эта задача удалась. И уже после подписания премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в очередной раз подсластил пилюлю, заявив, что добрососедские отношения важны, но Турция не собирается открывать границу с Арменией до урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.
Напомним, граница Армении с Турцией была закрыта по инициативе Анкары в 1993 году из-за войны в Нагорном Карабахе. Открытие границ приносит серьезные экономические плюсы Еревану, Анкаре же – в основном политические, среди экономического позитива можно отметить возможность оживления хозяйства юго-восточных приграничных областей Турции, имеющих слабую инфраструктуру и низкий уровень развития.