Тегеран отрабатывает позицию

Евгения Новикова
23 октября 2009, 17:38

Окончательное решение по ядерному топливу для Ирана, как ожидается, объявят сегодня страны-участницы переговоров в Вене – Иран, Россия, США, Франция, а также МАГАТЭ. Как сообщили «Эксперту Online» в дипломатических кругах Тегерана, не исключено, что сегодня не будет объявлена позиция ИРИ по проекту соглашения: в пятницу в стране выходной. Официальные бумаги появятся на следующей неделе.

Четкая цепочка

Суть договоренностей, как сообщил «Эксперту Online» осведомленный источник, близкий к переговорам, состоит в том, что в Иран будет поступать его собственный уран, обогащенный в России. Это два основных пункта итоговой декларации. Во-первых, потому что удалось мотивировать Тегеран к дообогащению собственного урана, что снизит его запасы, тогда как в ходе переговоров иранская сторона первоначально заявила о намерении свой низкообогащенный уран оставить у себя, но закупать дополнительный, высокообогащенный, за рубежом. Во-вторых, потому что удалось минимизировать последствия скандала, внезапно возникшего в ходе заседания в Вене. Напомним, иранская делегация заявила, что требует вычеркнуть Францию из списка потенциальных продавцов обогащенного урана, поскольку некогда ранее Париж не выполнил своих обязательств перед Тегераном. Глава МАГАТЭ, Мохаммед аль-Барадеи, нашел мудрый ход, предложив Ирану общаться только с Россией. Это его устроило. Тогда как с Францией будет взаимодействовать РФ самостоятельно, без участия ИРИ. И это тоже должно удовлетворить Иран.

Таким образом, цепочка взаимодействия такова: Тегеран делает заявку в МАГАТЭ относительно обогащения урана. МАГАТЭ обращается в Россию, та дообогащает 1200 кг иранского топлива. Далее через МАГАТЭ Россия передает Франции 19,75-процентный уран, Париж изготавливает ТВЭЛ, пригодные для иранского реактора, и МАГАТЭ направляет эту продукцию Тегерану. «Иранцы с французами не столкнутся – это то, что они требовали», – подвел итог собеседник «Эксперта Online». Он добавил, что контроль и дополнительный мониторинг обсуждаются дополнительно. Ну а когда вышеописанная схема начнет выполняться – неизвестно.

Хотя, согласно заявлениям иранской стороны, им необходим уран уже в конце 2010 года, чтобы не пришлось останавливать тегеранский научный реактор, вырабатывающий изотопы для медицины.

Одобрение проекту высказали США и Франция. Россия тоже довольна. О поддержке проекта заявил сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров. А замглавы МИД РФ Андрей Нестеренко резюмировал: «Переговоры показали, что мы можем решить в цивилизованной и взаимно вежливой манере вопросы, которые представляют сущностный интерес для участников». Иран заявил о принципиальном согласии. Но официального заявления пока нет. Как сообщил ближе к вечеру пятницы официальный представитель Тегерана на переговорах Али Асгар Солтание, ответ Барадэи получит на следующей неделе.  

Особое мнение

Эхуд Барак, министр обороны Израиля, страны, кровно заинтересованной в развитии ситуации вокруг иранской ядерной программы, высказался по поводу венских переговоров: «Я повторяю, что необходимо прекращение обогащения урана Ираном, а не только вывоз наработанного материала. Необходимо провести дискуссию по этой проблеме в краткое и ограниченное время. Соглашение, если оно даже будет подписано, способно лишь замедлить примерно на год накопление этой страной запаса низкообогащенного урана. Но это сомнительное благо».

Убедить в силе

Иранские властные чиновники приступили к публичному разъяснению того, что в ходе переговоров в Вене именно Иран одержал победу, именно эта страна вынудила международных собеседников решить проблему в формате, предложенном Тегераном.

Так, участники иранской делегации рассказывают, что ИРИ заняла «могущественную и величественную позицию» на переговорах. Глава делегации в Вене Али Асгар Солтание рассказал, что «ответственность за обеспечение топливом исследовательского реактора в Тегеране взяла на себя Россия». Он очень гордится отстранением Франции от непосредственных поставок урана. Как передает арабский телеканал Al-Alam, Солтание заявил, что Тегеран настаивает на получении «прочных гарантий» поставки ядерного топлива от стран, взаимодействующих с Ираном. По его словам, ранее Запад нарушал обещания и обязательства. Он заверил, что решение принимается Тегераном только из соображений соблюдения своих национальных интересов. Глава делегации признался: он доволен тем, что «переговоры в Вене стали новой страницей в сотрудничестве между ИРИ и другими странами-участницами».

Глава национальной Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи заявил, что власти не намерены ни останавливать работ по обогащению урана, ни вносить в них какие-либо ограничения. Правда, он заверил, что его стране не требуется обогащать топливо более чем до 4-5%, а это тот уровень, который известен МАГАТЭ: «Нет смысла в обогащении урана более 4-5%, поскольку это тот уровень, который требуется для наших реакторов. Более того, 5% – это высший уровень, необходимый для тех реакторов, которые мы намереваемся использовать в будущем. Вместе с тем это не значит, что мы откажемся от нашего права на обогащение урана до высокого уровня».

Иранские чиновники пытаются заверить нацию, что не поступились принципами. И что их не следует упрекать в слабой позиции. В самом деле, венские визави Ирана выполнили требования несговорчивого собеседника. Кроме одного – третьи страны будут дообогащать иранский уран, а не продавать свой, как хотелось Тегерану.

Политические решения в Иране принимаются на уровне рахбара, а не правительства и не президента. Чиновники-переговорщики готовят почву для того, чтобы позитивное решение могло быть принято.

Отметим, источник, близкий к переговорам, сообщил, что до официального подписания документа еще далеко: сначала его предстоит вынести на утверждение Совета управляющих МАГАТЭ 26 ноября 2009 года. Готовое соглашение отправят на экспертизу в каждую из стран-участниц. Франции как государству-члену Евросоюза, заключающему сделку в ядерной области, надо будет заручиться согласием Евратома, которому потребуется около месяца на рассмотрение этого вопроса. Иначе говоря, успехом можно считать подписание окончательного документа к концу текущего года.