Теневой министр финансов Британии Джордж Осборн (отвечающий у оппозиционных консерваторов за законодательные инициативы по финансовому сектору) заявил, что бонусы сотрудников крупнейших банков страны должны выплачиваться акциями. По его мнению, те банки, которые кроме трейдинга и инвестбанковской деятельности также являются коммерческими и обслуживают население и мелкий бизнес страны, не должны платить наличностью бонусы более чем 3,3 тыс. долларов. Все остальное должно выплачиваться не деньгами, а акциями. По мнению Осборна (он, по всей видимости, станет министром финансов Британии уже в 2010 году после выборов, на которых предсказывают победу консерваторов), это позволит высвободить из банковской системы до 30 млрд долларов средств, которые банки смогут направить на кредитование бизнеса и потребителей.
Хотя министерство финансов подвергло критике предложения оппозиционного политика, утверждения о скором ограничении финансовых компенсаций банкирам еще совсем недавно звучали из уст лейбористских политиков. Так, еще в конце сентября об этом заявили премьер-министр Гордон Браун и министр финансов Алистер Дарлинг. Поэтому нынешнее правительство также намерено ограничивать размеры бонусов, правда, не делая различий между инвестиционными и коммерческими банками.
Вся эта словесная перепалка происходит на фоне того, что сами бонусы начинают расти. По итогам 2009 года бонусы сотрудникам финансового сектора Британии могут вырасти на 50% по сравнению с прошлым годом — до 9,9 млрд долларов. Причиной этого стало значительное улучшение финансовых показателей банков, брокерских контор и хедж-фондов. «Ситуация с прибыльностью финансовых институтов улучшается, следовательно, растут и бонусы. Если не будет каких-то регулятивных ограничений, то они должны оказаться заметно выше, чем в прошлом году, когда они резко упали в разгар кризиса», — рассказала «Эксперту Онлайн» Клэр Тили, аналитик Morgan McKinley. Бонусы за текущий год будут выплачены сотрудникам весной 2010 года.
Согласно исследованию лондонского Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR), бонусы сотрудникам компаний финансового сектора в 2008 году составили 6,6 млрд долларов, а за год до этого — рекордные 20,5 млрд долларов.
Впрочем, несмотря на некоторый рост, даже в 2012 году, после нескольких лет роста, бонусы все еще будут отставать от докризисного уровня на 26%. Как отмечает экономист CEBR Бенджамин Уиллиамсон, «прибыли крупнейших институтов финансового сектора существенно выросли, и, следовательно, бонусы, которые в известной степени являются средством распределения прибыли, также выросли».
Недавний опрос рекрутинговой компании Morgan McKinley показал, что большинство лондонских финансистов рассчитывают, что бонусы в этом году будут эквивалентны или даже превысят уровень 2008 года. Бонусы за 2009–2010 финансовый год рассчитывают получить 82% из 200 опрошенных, из них 79% (64% от общего числа респондентов) ожидают, что премиальные выплаты будут равными или более значительными, чем в прошлом году. Лишь 27,8% опрошенных сотрудников лондонских финансовых компаний отметили, что их работодатели проводят или планируют реструктуризацию компенсационных пакетов, сокращая бонусы.
Тот факт, что банки и другие финкомпании, получающие помощь от государства и выживающие за счет налогоплательщиков, вообще выплачивают своим сотрудникам бонусы во время кризиса, вызывает раздражение у многих политиков и общественности. В частности, в Британии были частично национализированы два ведущих банка — Royal Bank of Scotland и Lloyds Banking Group, занимающиеся не только инвестбанковской деятельностью, но и имеющие обширные розничные сети по всей стране. Национализация обошлась государству в 60 млрд долларов.
Реагируя на изменившееся общественное мнение, британская Служба финансового регулирования и надзора (FSA) объявила о новых правилах, регламентирующих бонусы в банковском секторе. Хотя с 2010 года регулятор будет пытаться ограничить подобные выплаты, он не запрещает их полностью. В частности, FSA не разрешит банкам выплачивать своим топ-менеджерам бонусы, многократно превышающие их годовые зарплаты. А также прекратит практику использования гарантированных бонусов, размер которых не привязан к конкретным результатам финансовой деятельности банка. Если банки не будут придерживаться новых правил, FSA объявит их структуру выплат рискованной и потребует увеличить капитальные резервы.
Однако самым неожиданным в дискуссии политиков и регуляторов на тему бонусов стало заявление члена королевской семьи. Принц Эндрю, один из сыновей королевы Елизаветы II, с 2001 года являющийся специальным представителем британской правительственной организации UK Trade & Investments, заявил, что бонусы банкиров Сити «по глобальной шкале являются мизерными». По его мнению, политики должны перестать «демонизировать» финансовый сектор, поскольку он является одним из ключевых для британской экономики.