Кутузовскому не сменить прописку

Владимир Громковский
экономист, предприниматель, инвестор
20 ноября 2009, 21:23

На прошлой неделе высказал одобрение депутатам Госдумы за то, что не упорствовали в ошибке, решили не требовать перерегистрации всех компаний до 31.12.2009, как сами же определили за четыре с лишним месяца до того Скорость исправления новой «ошибки» – с транспортным налогом – поражает воображение: 13.11.2009 приняли, а 16.11.2009 уже передумали, решили базовую ставку оставить на прежнем уровне. Опять хвалить? Предложение об отмене последовало из администрации президента. С другой стороны, снова не упорствуют. Поэтому – обратно молодца! Правда, от расширенной «вилки» налога вроде бы отказываться не планируют. Он мог быть увеличен в разы и при старой базовой ставке, просто ответственность целиком ляжет на местные власти, а федеральные – останутся «в белом». Но нам-то какая радость от этой нанайской борьбы?

Доля транспортного налога в консолидированных областных бюджетах, куда он зачисляется, – 0,85% (53 млрд рублей из 6,2 трлн). Даже его строгое удвоение вряд ли заметно укрепит областные финансы. На фоне этих цифр предположения, что федеральная власть пыталась возможностью увеличения транспортного налога отделаться от требований областных бюджетов о помощи, не убеждают. Иначе придется допустить, что в центральном и областных минфинах заседают столь наивные люди, что одни готовы «продать», а другие – «купить» политически крайне скандальный «вопрос» за сумму порядка 1% от бюджета. Смысл суетиться есть, только если хотят не удвоить, а именно упятерить. А вот это – Повод: по сообщениям, МКАД уже блокировали после принятия закона в первой редакции. Не удивлюсь, если найдут и более чувствительные к блокировке пути, если по итогу обнаружится перебор.

Говорят, что транспортный налог решает ряд важных вопросов. Сбережение окружающей среды? Мощный двигатель сжигает, при прочих равных, больше бензина. Да только «прочие» совершенно не равны: вазовский 1,5-литровый расходует не сильно меньше – если не больше, – чем импортный 3-литровый. Дизельный съедает меньше горючего, чем равный по объему и менее мощный бензиновый, атмосферник выпуска 2003-4-5 года расходует больше, чем равный по объему и на одну треть более мощный современный двигатель с наддувом. Износ дорог? Более тяжелые машины, резонно, должны платить больше. Однако оба этих вопроса получают полный и всеобъемлющий ответ через акциз на бензин (у акциза и то преимущество, что платишь в растяжку, а не разом за год). И тогда транспортный налог оказывается всего лишь ложным подобием налога на роскошь: он сверхъестественно дифференцирован по мощности. В Москве, например, ставки варьируются от 7 рублей (до 100 л. с.) до 150 рублей (свыше 250 л. с.) за 1 л. с. – в 21,5 раза. Глупость подобного понятия о «роскоши» в том, однако, что по максимуму надо платить и с весьма недорогого подержанного джипа (и не факт, что реальная мощность старого двигателя соответствует паспортной). С другой стороны, только глупец видит в мощности понты: ее смысл в безопасности. Быстро совершить маневр в сложной дорожной ситуации – нередко главное условие сбережения имущества, здоровья, жизни. Сам трижды в жизни спасался именно благодаря этому. «Наказывать» именно за мощность так же нелепо, как облагать налогом мощные тормоза.

Говорят, в Европе похожий налог привел к понижению среднего объема двигателя, экономии горючего, уменьшению выбросов и т. п. Не сомневаюсь. Однако подобное действие налог может иметь в отношении только вновь приобретаемых авто – и пока-то структура автопарка страны изменится? Примите закон с отсрочкой введения в пять лет – тогда поверим в подобные резоны. А каковы последствия для тех, кто, не чая подлянки от законодателя (да чего лицемерить: не из Думы эти ноги растут), уже купил мощные машины? Про подержанные упомянул. Но и новый автомобиль, купленный в кредит до кризиса, – сейчас совершенно не признак высокой платежеспособности. Беда и если машину брали в лизинг на компанию. Полная засада, если кредит / лизинг валютный. Что касается автопредприятий, несвоевременное увеличение налога способно из безубыточного предприятия сделать банкрота в момент. Добрая антикризисная мера!

Всегда найдётся резонер, который предложит затрудняющимся платить более высокий налог продать мощные автомобили и купить что-то «по деньгам». В кризис подобное пожелание – издевательство. Впрочем, число возможных покупателей ввиду повышения налога сократилось бы и без всякого кризиса. Дело, однако, не в резонере, а в правительстве и депутатах. Господа, читайте по губам: идет экономический кризис. Напоминаю, потому что у вас ни у кого зарплата не снизилась (а следовало бы и даром поработать, пока уровень ВВП не восстановился, народ бы это оценил). И какие бы «трудности» ни испытывали вы при балансировании бюджетов, это не вопрос выживания ваших компаний и семей, как для большинства плательщиков транспортного налога. Нет ни у какого правительства права ставить под риск разорения, да хоть бы и штрафов за несвоевременную уплату повышенного налога, граждан и предприятия, недальновидно купивших перед кризисом мощные (не роскошные, а именно мощные – хотя желание нагадить состоятельным не менее недостойно) автомобили. Собственно, вид налога здесь совершенно неважен: никакой налог не должен создавать избыточных рисков для плательщиков. Вот если бы вы и силу, и дату, и длительность кризиса, да еще и свое намерение повысить налог предсказали, а они бы все равно полезли в «петлю» автокредита (лизинга) – не вопрос: каждый отвечал бы сам. Но было твердо во всеуслышание обещано: «тихая гавань».

Мы знаем – «вы там, наверху», не Шумпетеры, не Кейнсы и не Кондратьевы. Ну, что поделаешь, «не шмогла – так не шмогла»: потому и рейтинг пока в порядке. Однако здесь дело другое: не неотвратимая сила экономического цикла (о которой вы не имели ведь понятия, политэкономию плохо учили), и не просчет или злоупотребление Гринспена, и даже не общая зловредность англосаксов. Здесь – вопрос исключительно вашей политической воли. Соответственно, и реакция населения на несправедливость и несвоевременность повышения налога окажется вполне себе персонифицированной, даже если центр попробует переложить ответственность на места. На такой дешевый прием никто не купится, особенно после возникшей шумихи. Те, кто половчее, перерегистрируют машины в области с низкими налогами (сам уже делаю это, на всякий пожарный: никакой веры Лужкову, обещавшему не повышать, не было и нет). А прочие будут страдать – и негодовать. Проблема правительства в том, что ни МКАД, ни Кутузовский, в отличие от автовладельца, не только переехать в провинцию, но даже прописку сменить не может.