Ложка меда

Денис Квасов
1 марта 2010, 14:58

Несмотря на рекордно низкие продажи автомобилей Lada в январе 2010 года, АвтоВАЗу удалось существенно снизить суммарные товарные остатки. На конец февраля (включая автомашины на складах завода и у дилеров) они снизились в 2,2 раза по сравнению с аналогичным показателем годичной давности, до 55 тыс. машин. В феврале 2009 года остатки на складах были на уровне 120 тыс. машин.

При этом АвтоВАЗ в январе 2010 года уменьшил продажи автомобилей на 41% по сравнению с январем 2009 года – до 17,3 тыс. (в январе 2008 года объем реализации автомобилей ВАЗа составил 46,5 тыс.). Продажи лидера среди всего модельного ряда Lada – автомобиля Lada Priora – снизились по сравнению с показателями января 2009 года на 34% – с 8057 до 5319. Продажи автомобилей семейства Lada Samara сократились в январе 2010 года к январю 2009 на 42% – с 7911 до 4625. Реализация автомобилей семейства «классика» – Lada 2105/2107 – упала с 6283 в январе 2009 года до 2441 в январе 2010 года (падение на 61%). Продажи автомобилей Lada 4х4 за отчетный период выросли на 47% – с 1498 в январе 2009 года до 2206 в январе текущего года.

В самой компании утверждают, что снижению запасов способствует рост продаж, ставший возможным благодаря расширению количества модификаций и комплектаций Lada, а также улучшению качества машин. Однако эксперты отмечают, что основным фактором стала производственная политика АвтоВАЗа. «Если в конце 2008 года, несмотря на кризис, завод работал на полную мощность и накапливал остатки на складах, то в 2009 году выпуск автомобилей стал более гибким и ориентированным на спрос, отсюда и снижение остатков. В принципе 55 тыс. – это почти норма для докризисного рынка, хотя в текущих условиях оптимальное количество машин – примерно 30-35 тыс.», – говорит директор консалтингового агентства «Бизнес плюс» Иван Калинин.

АвтоВАЗ рассчитывает на рост продаж автомобилей весной текущего года. В первую очередь это связано с мерами господдержки авторынка. 8 марта стартует программа утилизации старых машин. И уже в марте АвтоВАЗ планирует выпустить на 55,7% автомобилей больше, чем в феврале, – 38,2 тыс. Как сообщалось ранее, дилеры Lada уже приняли около 20 тыс. предварительных заявок на покупку автомобилей по «утилизационным бонусам». А всего по этой программе ВАЗ рассчитывает продать около 100 тыс. машин, то есть половину от общего объема автомобилей, которые будут реализованы в рамках утилизационной программы.

В соответствии с увеличением плана производства АвтоВАЗ утвердил порядок работы в марте 2010 года – выпуск Lada Samara и Lada 2105/2107 планируется осуществлять ежедневно в две смены продолжительностью по восемь часов каждая. Также для производства автомобилей этих семейств по субботам будут организованы дополнительные рабочие дни в одну смену. Сборка Lada Priora и Lada Kalina и выпуск кузовов для GM-АвтоВАЗ в марте будет осуществляться пять дней в неделю в одну восьмичасовую смену. По такому же графику, но с двумя дополнительными односменными рабочими днями (13 и 20 марта), будет работать комплекс по выпуску внедорожников Lada 4x4. Опытно-промышленное производство, где выпускаются мелкосерийные модели Lada, будет работать пять дней в неделю в две смены продолжительностью восемь часов каждая.