Сели на «американцев»

Вадим Пономарев
11 июня 2010, 15:06

При сооружении системы магистральных газопроводов Бованенково–Ухта на Ямале «Газпром» будет использовать газоперекачивающие агрегаты (ГПА) «Ладога-32» производства питерского «РЭП Холдинга». Об этом заявил зампред правления газового концерна Александр Ананенков на совещании, посвященном вопросам освоения производства, проведения испытаний и применения этих агрегатов.

По заказу газового концерна «РЭП Холдинг» Геннадия Локоткова уже изготавливает три ГПА этой марки для реконструкции компрессорных станций «Грязовец» и «Вавожская», которые должны быть поставлены заказчику в последнем квартале этого года. Следующие 16 машин предназначены для установки на компрессорные станции (КС) уже строящегося магистрального газопровода Бованенково–Ухта. На этих 19 ГПА «РЭП Холдинг» заработает почти 15 млрд рублей.

Газопровод Бованенково–Ухта, входящий в систему мегапроекта освоения газовых месторождений Ямала, является одним из наиболее важных транспортных проектов «Газпрома» – он будет обеспечивать транспортировку газа c крупнейшего ямальского нефтегазоконденсатного месторождения Бованенково, чьи запасы оцениваются почти в 5 трлн кубометров газа. Ввод в эксплуатацию первых пусковых комплексов намечен на третий квартал 2012 года. К этому же времени должен быть смонтирован и газопровод протяженностью 1100 километров, строительство которого началось в августе 2008 года.

Поскольку проект стратегический, «Газпром» объявил, что и подбор поставщиков газоперекачивающего оборудования будет проводиться наиболее тщательно. «Нам нужны качественные ГПА, которые будут производиться на российских заводах. Самые лучшие отечественные образцы мы планируем максимально использовать при реализации стратегических газотранспортных проектов», – неоднократно заявлял Александр Ананенков. С этой точки зрения выбор как одного из поставщиков ГПА «РЭП Холдинга» в принципе понятен. Входящий с 2007 года в его структуру Невский завод известен как один из крупнейших отечественных поставщиков стационарных приводных газовых турбин для различных отраслей промышленности. Турбины Невского завода составляют около 35% мощности компрессорных станций «Газпрома», работают на газопроводах СНГ и Ирана.

Другое дело, что «Ладогу-32» с трудом можно назвать российским агрегатом. Да, он, конечно, хорош – при мощности 32 МВт у него высокий КПД (36%), низкий уровень выбросов, большой ресурс работы и хорошая ремонтопригодность. Но основа агрегата – это газовая турбина MS5002E американского концерна General Electric (GE), лицензию на производство и продажу которой «РЭП Холдинг» купил у GE еще весной 2008 года. Для производства этих турбин и ГПА на их основе «РЭП-Холдинг» приобрел 33 новых станка, построил 42 тыс. кв. м производственных площадей, инвестировав (помимо покупки лицензии) более 6 млрд рублей.

Активность «РЭП Холдинга» можно было бы только приветствовать, если бы не одно «но». Для американской компании нынешняя ситуация – это возможность «подвинуть» традиционных российских разработчиков и поставщиков ГПА – Объединенную двигателестроительную корпорацию, владеющую заводами в Перми, Самаре, Рыбинске и Уфе, а также пока еще независимое Казанское моторостроительное предприятие. Американцы, кстати, не скрывают своих амбициозных планов. «Что касается „РЭП-Холдинга”, то в рамках проекта мы ставили задачу локализовать производство газоперекачивающих агрегатов (ГПА) мощностью 32 МВт в России, на Невском заводе в Санкт-Петербурге», – заявил журналистам президент GE Energy Infrastructure Джон Креники.

Еще одна деталь этого плана – строительство американской компанией своего собственного технологического центра в Калужской области. Первоначально он будет заниматься обслуживанием газовых турбин GE, однако не исключено, что после 2011 года займется и их производством. «Главная задача компании в России на несколько ближайших лет – стать ближе к рынку: мы хотим предоставлять услуги по ремонту, иметь все необходимые компоненты и запасные части для турбин, которые мы собираемся продавать в России. Возможно, в будущем также наладим в России и производство турбин. В Калуге у нас достаточно большой участок земли, благодаря которому мы можем расширяться со временем», – считает Джон Креники, добавляя, что это чисто «американский» проект, без участия российских разработчиков или производителей газовых турбин, в том числе таких как «Силовые машины» или НПО «Сатурн».

С другой стороны, «Газпрому» тоже не позавидуещь. В его системе функционирует примерно 4,2 тыс. ГПА, подавляющее количество которых – отечественного производства. Их штатный ресурс составляет около 15 лет, при этом 15% установок эксплуатируются свыше 25 лет, а 30% – от 15 до 25 лет. То есть почти половина ГПА, используемых «Газпромом», выработали свой проектный ресурс. Конечно, столь долгое время работы – это «плюс» для отечественных агрегатов. Но он перекрывается «минусом» в виде низкого КПД агрегатов и их «прожорливости». А новые образцы ГПА, не уступающие GE или Siemens, либо в опытных образцах, либо в мелкосерийном производстве.

Таким образом, принимая на комплектацию газопроводов ГПА «Ладога-32» производства питерского «РЭП Холдинга», «Газпром» демонстрирует, что ему некогда ждать, пока ОДК «доведет до ума» свои ГПА мощностью 32 МВт.