Сжиженный Ямал

Москва, 26.08.2010
«НоваТЭК» намерен завершить строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Южно-Тамбейском месторождении в запланированные сроки (2015–2016 годы). Компания готова начать финансирование подготовительных работ до принятия окончательного инвестиционного решения.

Как сообщил глава «НоваТЭКа» Леонид Михельсон, предпроектные изыскания (pre-FEED) компания намерена завершить в первом квартале 2011 года, FEED — закончить в конце 2012–начале 2013 года, и тогда же принять окончательное инвестрешение. «Если мы выдержим эти сроки, я надеюсь, что мы сохраним объявленные сроки ввода — 2015–2016 годы», — сказал Михельсон. Он пояснил, что компания намерена начать финансирование проекта еще на стадии FEED. «Если мы получим нормальное и понятное для себя видение на стадии pre-FEED, то перейдя на стадию FEED, можно будет делать существенные капвложения до принятия инвестрешения, что позволит ускорить ввод проекта», — сказал он и добавил, что уже в будущем году планируется начать строительство поселка для рабочих и складских помещений.

По словам главы «НоваТЭКа», в ближайшие 6–7 месяцев компания примет решение о месте расположения завода СПГ в рамках разработки Южно-Тамбейского месторождения. Сейчас рассматриваются три варианта: на мысе Поелова, на самом месторождении или с использованием морской платформы. «Это должно быть совместное с перевозчиком решение, чтобы оно было оптимально как для нас, так и для них», — пояснил Михельсон. Рассматриваются два варианта по очередям завода: две по 7 млн тонн или три по 5 млн тонн. При этом глава компании пояснил, что варианты трубопроводных поставок газа с месторождения не рассматриваются.

Что касается комплексной программы освоения Ямала, то ее доработанный вариант, по словам Леонида Михельсона, будет внесен в правительство в сентябре. 5 августа правительственная комиссия по ТЭК в целом одобрила проект программы комплексного освоения месторождений ЯНАО и севера Красноярского края до 2020 года. По расчетам Минэнерго, к 2020 году дополнительные объемы добычи на Крайнем Севере составят 78 млн тонн нефти, 35,7 млн тонн газового конденсата и 140 млрд укб. м газа. Экономический эффект от реализации программы комплексного освоения месторождений Ямала и прилегающих акваторий до 2035 года составит 36 трлн рублей.

Как отметил глава «НоватТЭКа», компания рассчитывает на такие меры господдержки развития региона, как создание транспортной инфраструктуры, ледокольного и танкерного флота, а также налоговые льготы. Он отметил, что, как ожидается, «Совкомфлот» будет строить танкеры для компании под гарантии загрузки.

«Ямал СПГ», в котором «НоваТЭК» является мажоритарным акционером (51% акций) и, кроме того, имеет опцион на выкуп еще 23,9%, владеет лицензией на Южно-Тамбейское месторождение с запасами по российской классификации (категории С1+С2) 1,26 трлн куб. м газа и 51,6 млн тонн газоконденсата. Общую стоимость проекта аналитики оценивают в 18–20 млрд долларов. По данным аналитика «Инвесткафе» Анастасии Сосновой, «НоваТЭК» на сегодняшний день генерирует примерно 1,5 млрд долларов операционной прибыли в год, так что сумма 18–20 млрд долларов для него действительно является почти космической. «Предположительно если государство примет категоричное решение по поводу доступа иностранцев, скорее всего, к проекту будут привлекаться российские крупные партнеры. В частности, ими могут стать «Газпром», «газовая дочка» ТНК-ВР «Роспан Интернешнл», возможно, «Роснефть» или «Сургутнефтегаз», — считает аналитик.

Еще одного претендента назвал и сам глава «НоваТЭКа» — это «Газпром нефть». Обе компании, по словам Леонида Михельсона, до конца года могут принять решение о совместной разработке нефтегазоконденсатных месторождения ЯНАО в рамках СП «Ямал развитие», о создании которого стороны объявили в конце июля.

Кроме того, как напоминает  аналитик ИК «Финам» Александр Еремин, не закрыт и доступ к проекту иностранцам. «В середине июля «НоваТЭК» сообщал о возможности продажи 49%-ной доли в проекте «Ямал СПГ», принадлежащей его партнерам, западным инвесторам, способным предоставить финансирование, технологии и рынки сбыта», — говорит он. С ним согласен и директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» / Morison International Александр Шток. «Штокман тоже закрыт для иностранцев, однако иностранные компании готовы принять активное участие в освоении месторождения на вполне законных основаниях. Таким же образом иностранные инвестиции могут быть привлечены и на проект СПГ на Ямале. К тому же «НоваТЭКу, скорее всего, понадобятся иностранные технологии для строительства завода по сжижению газа, так что без участия зарубежных компаний проект, судя по всему, не обойдется», — отмечает аналитик. По его мнению, иностранные компании уже приняли правила работы на российском рынке. «Вряд ли сегодня возможно вхождение иностранного инвестора в проект разработки нефтегазового месторождения в России без российского партнера. При этом маловероятно, что иностранный инвестор будет претендовать на контроль над проектом», — полагает Шток.

Строительство же ледокольного флота правительство планирует начать финансировать уже в 2011 году. «То есть Ямальский СПГ не будет единственным проектом на севере, который будет использовать ледокольный флот. С той же целью планируется строить и танкерный флот, способный работать в сложных климатических условиях, — говорит Александр Шток. — Таким образом, это стратегические государственные проекты, направленные на освоение Крайнего Севера. СПГ на Ямале демонстрирует актуальность данных проектов. Чем больше будет реализовываться таких проектов, тем меньше экономические риски строительства ледокольного и танкерного флотов».

Правда, удовольствие это недешевое. По словам Анастасии Сосновой, на постройку одного LNG-танкера понадобится около 250 млн долларов. «Если учесть, что для транспортировки 1 млн тонны СПГ в год требуется как минимум один танкер, то на флот из 15 танкеров соответственно потребуется около 3,8 млрд долларов, — говорит она. — Впрочем, суда можно и арендовать». С другой стороны, как отмечает Александр Еремин, танкерный флот может стать хорошей инвестицией в условиях развития инфраструктуры СПГ в России. «Экологические риски минимальны, так как газ, в отличие от нефти, не загрязняет окружающую среду. Расположение завода СПГ на Крайнем Севере продиктовано жесткой позицией «Газпрома» по ограничению доступа к своим газопроводам сторонних газодобытчиков», — говорит аналитик.

Новости партнеров







Офисное пространство будущего

Насколько сильно рабочее пространство офисного работника в самом скором времени будет отличаться от принятых сейчас традиционных представлений

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив.

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Sukhoi SuperJet очистят от иностранного влияния
    Разработка обновленного ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet New, призванного заменить существующий Sukhoi SuperJet 100, должна завершиться уже к 2023 году
  2. «Они не помнят нас хороших, пусть не забудут нас плохих»
    Кто такой «русский хакер», чем он руководствуется, что у него на душе, есть ли вообще у него душа и действительно ли хакеры настолько всесильны, что могут влиять на политику
  3. Загадочные маневры вокруг «Северного потока — 2»
    Почему судно снабжения «Иван Сидоренко» покинуло логистическую базу «Северного потока—2», не пробыв там и дня, и готов ли продолжить работы трубоукладчик «Академик Черский» — в завершении строительства газопровода много неопределенности. Эксперты высказали свои версии происходящего и оценили перспективы проекта
Реклама