Инфляцией по бездорожью

Екатерина Шохина
3 августа 2010, 16:20

Минфин принял решение снизить транспортный налог и повысить на 1 рубль акциз на бензин. Эксперты уверены: решить дорожную проблему таким образом не удастся — дополнительные доходы будут мизерными, в то же время это подстегнет инфляцию.

Минфин подготовил законопроект о снижении базовых ставок транспортного налога в два раза и о повышении ставок акциза на горюче-смазочные материалы (ГСМ) на 1 рубль в течение 2011–2013 годов. Соответствующий документ опубликован на сайте министерства.

Таким образом, считают в Минфине, можно будет привлечь достаточно средств на строительство и ремонт дорог.

Акциз на топливо будет расти ежегодно на 1 рубль в течение трех лет начиная с 2011 года. Транспортный налог решено не отменять, а снизить в два раза. При этом регионам дано право обнулять налог для владельцев авто мощностью 150 и менее лошадиных сил. В остальных случаях субъекты имеют право уменьшить или увеличить эти базовые ставки не более чем в десять раз.

По мнению экспертов, автовладельцев однозначно ждет удорожание пользования своим автотранспортом. Транспортный налог идет в региональные бюджеты, и в условиях жесткого бюджетного дефицита регионы вряд ли захотят лишиться того, что есть сейчас. «Думаю, останется то, что есть. Автовладельцы будут платить не больше и не меньше. Увеличивать налог страшно — мэр Калининграда Георгий Боос попробовал увеличить налог и получил в ответ жесткое сопротивление и угрозу отставки. Снижать налог тоже вряд ли будут — зачем терять деньги», — рассуждает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

В то же время рост стоимости акциза на 1 рубль приведет к удорожанию автомобильного топлива на 1 рубль 25 копеек, за три года бензин подорожает почти на 4 рубля.

По мнению экспертов, рост стоимости акцизов приведет не только к автомобильной, но и более широкой инфляции. За три года дополнительный акциз прибавит в цене литра дизельного топлива 3,4 рубля. А с учетом уже утвержденного роста акциза на дизельное топливо в 2011 и 2012 годах суммарное увеличение цены топлива для грузовиков составит 3,7 рубля. Соответственно, себестоимость перевозок товаров автотранспортом вырастет на 4%. Как следствие, рост цен по всей цепочке от производства до продажи товаров в магазинах.

Но «эти жертвы» не приведут к желаемой цели — достаточному финансированию российских дорог, уверен научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. По его словам, то, что происходит сейчас, — не более чем «мышиная возня». Предложенные Минфином меры дадут не более 80 млрд рублей. Это капля в море для дорожной системы России. По подсчетам Блинкина, только на поддержку уже существующей дорожной сети (ремонт без строительства новой) требуется 1,2–1,3 трлн рублей, а для ремонта старых и строительства новых дорог нужно 1,7 трлн рублей в год. «Рекорд по затратам мы установили в 2008 году. На дороги было потрачено 570 млрд рублей. То есть треть от жизненно необходимого. Результаты все знают: безнадежное бездорожье уже в 300 км от Москвы и одна из самых низких в мире плотность дорог», — сокрушается Блинкин. По его мнению, ситуацию можно решить, только увеличив стоимость бензина на 25% и отменив транспортный налог. «Так сделано во всем мире. Автомобилист платит за пользование дорогой и получает за это комфортные условия езды», — говорит специалист.

Однако все эксперты констатируют: сегодня такое решение принято не будет — перед выборами никто не решится злить свой электорат.