Под знаком «замороженных конфликтов»

Евгения Новикова
1 декабря 2010, 20:15

ОБСЕ не справляется со своей главной задачей — предотвращением и урегулированием локальных длительных конфликтов на территории стран-участниц этого международного объединения. Сегодняшний форум в Астане, созванный по инициативе президента Казахстана, страны-председателя, обсуждает эту тему в составе 56 делегаций из государств-участников ОБСЕ.

Фото: AP
Саммит ОБСЕ, Казахстан

Высокое собрание в столице Казахстана сможет вдохнуть жизнь в ОБСЕ — организацию, теряющую свой авторитет. Об этом рассуждали мировые политики незадолго до саммита. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе сможет дать мощный импульс решению ряда замороженных конфликтов на территории бывшего Союза. Прежде всего, речь шла о ситуации в Нагорном Карабахе. Европа рассчитывала продвинуть решение конфликта в Приднестровье. А Грузия с союзниками — снова поднять на щит вопрос о своей территориальной целостности. По замыслу организаторов саммита, в итоге должна была быть принята резолюция.

Накануне Казахстан опубликовал амбициозный проект проведения форума. В частности, в итоговой декларации предполагалось, что члены ОБСЕ подтвердят приверженность общим принципам организации, включая положения Хельсинкского заключительного акта 1975 года о нерушимости границ. Но то, что было очевидно в 1975 году, теперь не так ясно: после Косово, августа-2008 заявления о незыблемости территориальной целостности в ущерб праву наций на самоопределение вряд ли имеют смысл.

В ходе обсуждения проекта итоговой декларации на дипломатическом уровне стало ясно, что подходы стран-участниц к региональным проблемам столь различны, финальный документ согласовать не удастся.

Невозможность сблизить позиции привела к тому, что, во-первых, в Астану приехали делегации разного уровня — не все президенты явились на форум, но направили своих премьеров или глав дипломатических ведомств, во-вторых, принятие итоговой декларации под вопросом, в-третьих, все противоречия мгновенно выплеснулись в ходе дискуссий и выступлений участников. С одной стороны, обмен мнениями, какими бы различными они ни были, весьма полезен вообще, а на такой широкой площадке, как ОБСЕ, — тем более. С другой стороны, есть опасность того, что трудности состыковки позиций могут в один прекрасный момент положить конец организации, которая не может выработать единого подхода к решению своих первостепенных задач.

Отметим, 11 лет назад саммит в Стамбуле — это был последний перед нынешним форум ОБСЕ — также не смог выработать никаких итоговых документов и поставил под угрозу дееспособность организации. Чиновники, работающие в этой организации, тем не менее, постов не потеряли. И хотя за последние 11 лет на просторах, находящихся в ведении ОБСЕ, произошло немало конфликтов, особой роли эта организация не играла.

Единственный вопрос, которым активно занимаются чиновники ОБСЕ — это права человека. Но работой Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) недовольны многие в ОБСЕ, в том числе и РФ.

 

Жесткое реформирование

 

Россия настаивает на принятии устава ОБСЕ, чтобы она могла работать как полноценная международная организация, а также на реформировании БДИПЧ. Президент России Дмитрий Медведев заявил на саммите, что, с его точки зрения, нужно «вдохнуть новую жизнь в принципы Хельсинки, воплощая их на практике. Для этого нужно модернизировать ОБСЕ, стиль и формы ее деятельности». По его словам, нужна «более четкая правовая база и универсальные правила использования ресурсов организации», чтобы она смогла вписаться в мировую архитектуру безопасности. Глава МИД РФ Сергей Лавров заострил формулировки: ОБСЕ нужна «встряска», подобная той, которую она получила на Корфу, когда Медведев выступил с идеей о договоре по европейской безопасности. «Это была встряска по содержательной части работы организации, но для того чтобы  понимания, которые вырисовываются по содержательной части, стали  воплощаться в жизнь, нужна встряска в организационной структуре», — уверен он. Таковой является проект устава ОБСЕ, выработанный в рамках ОДКБ и предложенный сегодня саммиту.

Медведев предложил разработать единые принципы урегулирования конфликтов. И «придерживаться их во всех кризисных ситуациях, а не в каких-то избирательных случаях». Это, прежде всего, принцип неприменения силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов, обеспечение прав гражданского населения, находящегося в зоне конфликта.

И на этой площадке, как и следовало ожидать, Медведев развил свою идею договора об общеевропейской безопасности, гарантирующий принцип неделимости этой самой безопасности. «В этом русле выдержан и проект политического документа саммита о формировании сообщества безопасности на пространстве ОБСЕ», — отметил Медведев.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пошел дальше российского коллеги: он выдвинул идею разработать и принять всеобъемлющий договор о Евразийской безопасности. Он предложил дополнить трансатлантическую интеграцию трансъевразийской: налаживая взаимодействие по оси запад-восток между ЕС и НАТО с одной стороны и ЕврАзЭС и ОДКБ — с другой. А заодно и призвал поддержать инициативу его страны в принятии всеобщей декларации безъядерного мира.

«Главная задача ОБСЕ на предстоящее десятилетие — планомерно разрешать противоречия, укреплять доверие и интеграцию, в том числе в рамках существующих межгосударственных объединений», — заявил президент Казахстана.

 

Грузия  при своих

 

Одному из наиболее конфликтных регионов Кавказу было уделено немало внимания сегодня и на пленарном заседании, и в кулуарах саммита. С идеей восстановления территориальной целостности в Астану приехал президент Грузии Михаил Саакашвили. С высокой трибуны он призвал Россию к диалогу, тогда как известна позиция Москвы: с нынешним руководством Грузии бесед не вести. Кроме того, Саакашвили  в очередной раз собрал поддержку союзников. Встретившись с госсекретарем США Хиллари Клинтон, он услышал от нее добрые слова: в рамках двусторонней встречи она подчеркнула, что США поддерживают территориальную целостность и суверенитет Грузии. И заявила, что в зону конфликта необходимо вернуть наблюдателей ОБСЕ. Того же хочет и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей. Этот призыв прозвучал сегодня в его выступлении на пленарном заседании саммита. Кроме того, расширение роли ОБСЕ на этой территории поддерживает канцлер ФРГ Ангела Меркель. Более того, она подтвердила «приверженность суверенитету и целостности Грузии». Напомним, Россия считает, что вопрос допуска наблюдателей в Южную Осетию и Абхазию ОБСЕ следует решать с руководством этих суверенных государств, а не с Тбилиси.  

Грузия продвигала свою идею и в ходе встречи с британцами. Россия должна вывести свой военный контингент из Южной Осетии и Абхазии, заявил сегодня заместитель премьер-министра Великобритании Ник Клегг. Тбилиси готовил свой вариант итоговой декларации, содержащий требования к России. Как заявил глава МИД Грузии Григол Вашадзе, в частности, в документе должны быть указаны такие краеугольные международный документы, как устав ООН, Хельсинкский финальный акт, а также обязательно должно содержаться требование к России выполнить условия соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года. «Наряду с территориальной целостностью Грузии и обязательствами России должно быть зафиксировано, что все граждане Грузии, которые в результате российской агрессии стали беженцами или вынужденно перемещенными лицами, должны иметь гарантированное право безопасно и достойно вернуться в свои дома», — сказал он. Москва выступила против. Как заявил Лавров, Россия против того, чтобы в итоговых документах содержалась формулировка «конфликты в Грузии». Он напомнил, что в женевских дискуссиях Грузия, Абхазия и Южная Осетия принимают участие на равных. Это подтверждает статус новых независимых государств. И «ни о какой территориальной  целостности Грузии в прежних  границах речи быть не может». Грузинскую формулировку итогового документа саммита в Астане Россия не поддержит.

Отметим, президент Медведев сегодня уехал из Астаны, не дождавшись конца саммита, хотя не так давно предполагалось, что он примет участие в его закрытии. С чем связан его ранний отъезд, остается лишь догадываться. Не исключено, что причиной стал не только напряженный график работы президента, но и нежелание участвовать в форуме, который не сможет договориться о согласованном итоговом документе.

 

Нагорный Карабах без новостей

 

В ходе подготовки к саммиту в Астане предполагалось, что удастся достичь каких-либо серьезных сдвигов в решении карабахского кризиса. Главы делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр Франции Франсуа Фийон, госсекретарь США Хиллари Клинтон), а также президент Армении Серж Саргсян и президент Азербайджана Ильхам Алиев выступили с совместным заявлением: пришло время для более решительных усилий, чтобы урегулировать карабахский конфликт. И призвали стороны к дополнительным шагам по укреплению режима прекращения огня и принятию мер по укреплению доверия. Президенты Армении и Азербайджана подтвердили приверженность к достижению   окончательного урегулирования карабахского конфликта на принципах и нормах международного права, уставе ООН, Хельсинском заключительном акте, а также заявлении президентов Медведева, Саркози и Обамы, сделанных в л’Аквиле 10 июля 2009 года и Мускоке 26 июня 2010 года. А Минская группа выразила уверенность в том, что лидеры Армении и Азербайджана с новой энергией должны сфокусироваться на проблемах, то есть на несогласованных пунктах договоренности. Напомним, принципы, на которых стороны готовы согласовывать документы, таковы: возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, промежуточный статус для Нагорного Карабаха, который должен обеспечить гарантии безопасности и самоуправления. Армению с Нагорным Карабахом должен связать коридор. При этом определение будущего окончательного правового статуса Карабаха должно решиться путем волеизъявления его граждан.