Прицел на Россию

Москва, 17.02.2011
На Берлинском кинофестивале состоялась премьера первого постсоветского футурологического фильма «Мишень» Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина.

Кадр к фильма Александра Зельдовича «Мишень»

В параллельной главному конкурсу и второй по значению программе Берлинского кинофестиваля «Панорама» был показан фильм Александра Зельдовича «Мишень». Сценарий этой картины, как и постмодернистской «Москвы» (2000), Зельдович написал в соавторстве с Владимиром Сорокиным. Вязкий, параноидальный сюжет «Москвы» петлял вокруг мытарств чеховских «Трех сестер» в постсоветской столице. Эпатажные диалоги Сорокина и визуальные решения Зельдовича вобрали в себя тогда ущербную психологию поколения, чья активность пришлась на смутные, но и «лихие» 90-е годы. Время насилия, запечатленного в череде эпизодов-аттракционов: герои совокуплялись через дыру в карте Москвы, предателей пытали – надували автомобильным насосом, а счеты с жизнью сводили полетом с трамплина на Воробьевых горах.

По сравнению с камерной «Москвой» новый фильм Зельдовича, обращенный в сюрреалистическое будущее России, изумляет эпическим размахом. Действие фильма перенесено в 2020-й год. Сюжет вновь имеет литературный источник, однако на сей раз это импровизация по мотивам толстовской «Анны Карениной». Фабула русского романа трансформирована в рассказ о светских столичных людях, реализовавших все свои насущные – финансовые и имущественные – проблемы, но не избавившихся от кризиса мироощущения. От иррациональной тоски или скуки.

Министр недр Виктор Челищев (Максим Суханов), его жена Зоя (Джастин Уоддолл), ведущий развлекательных телешоу Митя (Данила Козловский), его девушка Анна (Даниэлла Стоянович) и дорожный инспектор Николай (Виталий Кищенко) отправляются на частном самолете в деревушку на границе с Монголией, которую местные жители называют Бомбей. Когда-то здесь располагался советский астрофизический комплекс. Теперь на его руинах возникло энергетическое пространство, якобы дарующее вечную молодость деревенским жителям и богатым туристам.

Однако чудо не способно уберечь героев от медленного гниения, распада и смерти. Вернувшись в Москву, каждый из них инстинктивно вытесняет из памяти свой прежний опыт. Словно в этом городе все – богатые, бедные, молодые и старые – обречены, и в реальности ни у кого нет шанса на индивидуальное или коллективное будущее.

Образ мишени – метафоры силы и обновления – радикальный режиссерский диагноз деградирующей России. Митя предлагает в прямом эфире соревнующимся на кулинарном поединке политикам отведать собственной крови. Зоя заводит роман с таможенником, а в миру виртуозным жокеем Николаем (Вронским), но он ее бросает, так как убил зазнавшихся китайцев – перегонщиков фур – и должен бежать. На вечеринке, которую министр устроил для люмпенов, чтобы их накормить, а себя унизить, он гибнет от удара монтировкой случайного гостя.

Концептуальная стилистика фильма эксплуатирует разнообразные социальные и культурные штампы-проекции нашего настоящего будущего: диковинные концепт-кары, трехмерные стереоочки, измеряющие коэффициент «добра» и «зла» любого объекта, радиопередачи «китайский для чайников». Образ Москвы-супермаркета доходчиво противопоставлен в фильме степным пейзажам, а именно природным богатствам. Безошибочный выбор актеров и многочисленные стильные придумки не всегда, однако, восполняют провисающий в середине картины ритм. Сюжет так же, как и в «Москве», распадается на ряд длинных эпизодов – отдельных новелл. К сожалению, здесь такой подход не всегда оказывается оправдан. Слишком часто режиссер отдается работе с формой (интерьерами, экстерьерами, костюмами, мизансценами), возводя ее до уровня и статуса содержания.

 Фото. БЕРЛИН фестив Кадр к фильма Александра Зельдовича «Мишень»
Кадр к фильма Александра Зельдовича «Мишень»

Зельдович определил жанр «Мишени» как «арт-мейнстрим», для которого зритель в нашей стране, как и для арта, к сожалению, не готов. Премьера на Берлинале покажет: быть или не быть мировому прокату. Остается надеяться, что западная публика проявит интерес к переложению русской классики в футурологический сюжет и оценит оперную зрелищность, а также выверенный эстетизм этой картины. «Мишень», возможно, не повторит скандального успеха «Москвы», но и ее будут обсуждать, критиковать, воспевать до хрипоты.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама