Данилкин и закон

Антон Меснянко
25 февраля 2011, 11:09

Судья Хамовнического райсуда Москвы Виктор Данилкин, председательствовавший на процессе против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, ответил на обвинения своей подчиненной Натальи Васильевой, которая утверждает, что приговор по второму делу ЮКОСа выносился под давлением извне. Данилкин дал интервью телевизионной программе «Человек и закон», которая была показана в эфире Первого канала накануне вечером.

Кадр:Первый канал
Интервью В.Данилкина программе «Человек и закон»

В ходе интервью судья безапелляционно заявил, что  приговор Ходорковскому и Лебедеву был написан лично им, с соблюдением всех норм закона. «Приговор мною написан осознанно, я подписал этот приговор, я его провозгласил и я несу ответственность за этот приговор до конца дней своих. Я уверен в своей правоте», — подчеркнул Виктор Данилкин. С другой стороны, критически настроенные граждане отмечают, что если бы это было действительно так, председателю суда не было бы нужды приходить на телевидение и оспаривать слова незначительной судебной чиновницы.

Судья вместе с тем признал, что еще перед началом процесса предполагал, что в ходе рассмотрения столь громкого дела на него будет оказано давление «со стороны участников процесса, защиты подсудимых, а также и прессы, поскольку это дело имело широкий общественный резонанс». Но никаких контактов с ним вне процесса никто установить не пытался. «Все происходило в этом плане очень корректно, общение с адвокатами в процессе и с государственными обвинителями, и с подсудимыми происходило, с моей стороны я со всеми обращался по имени-отчеству. Бывали случаи, когда кто-то переступал черту в процессе, поэтому я тогда обращался уже более официально, сухо к подсудимым, к защитникам, к гособвинителям. Но на меня никто никаким образом не выходил», — отметил Данилкин.

Однако в адрес судьи звучали прямые угрозы. «Непонятные люди какие-то обращались, звонили по телефону, узнали мои домашние телефоны, заходили на сайт сына, какие-то гадости там размещали. Кроме того, приходила корреспонденция непосредственно в мой адрес, в Хамовнический суд. В момент оглашения приговора… уже были прямые угрозы, но они размещались уже и на сайте Московского городского суда. Меня об этом в известность не ставили, я приезжал в судебное заседание и уезжал с охраной», — рассказал председатель Хамовнического суда.

В ходе судебного заседания Виктор Данилкин, по его словам, вел собственные дневниковые записи, «где четко фиксировал все, что происходило каждый день в судебном заседании». Эти записи в итоге составили «порядка десяти тетрадей объемных».

Отвечая на вопрос о строгости приговора, вынесенного Ходорковскому и Лебедеву (обоим дали по 13,5 лет), судья отметил, что статьи, по которым они обвинялись, «позволяли вынести и более суровые приговоры». «Поэтому говорить о суровости приговора я бы не стал, а суд при назначении наказания учел все обстоятельства, установленные в суде, с учетом размера похищенного подсудимыми, а размер похищенного составил примерно около одного триллиона рублей. Кроме того, суд также учел, что значительная часть денег была выведена за рубеж», — отметил Данилкин.

Наконец, в беседе была затронута тема главного скандала последних дней — заявлений пресс-секретаря Хамовнического суда Натальи Васильевой о том, что приговор Ходорковскому и Лебедеву писался в Мосгорсуде — вышестоящей инстанции. Прежде всего Данилкин отметил, что Васильева не находилась в его непосредственном подчинении: она была помощником другого судьи. «В силу своих должностных обязанностей она никаким образом не имела отношения непосредственно к процессу по делу Ходорковского и Лебедева. Она не принимала участие в судебных заседаниях. Поэтому говорить о том, что, как было в ее интервью, в приговоре было много описок, опечаток, ей просто это не могло быть известно. В силу того, я еще раз подчеркиваю, что никакого отношения и доступа к приговору она не имела вообще, как не имел доступа к приговору никто из Хамовнического районного суда или вообще кто-то», — сказал судья.

По его словам, написать приговор по делу в Мосгорсуде или в каком-либо другом месте было просто технически невозможно. «Процесс шел два года, четыре раза в неделю. Это сотни судебных заседаний. И те обстоятельства, которые были установлены на протяжении двух лет, они не могли быть известны до такой степени, что человек мог где-то вне Хамовнического суда написать этот приговор», — подчеркнул Данилкин. Впрочем, скептики уже успели заявить на это, что ключевую, резолютивную, часть приговора мог написать и человек, который вовсе не знаком с материалами дела.

Председатель суда также признался, что не хотел бы в ближайшее время встречаться с Васильевой. «Она высказала свое мнение, обвинила меня в совершении тяжкого преступления, оклеветала меня фактически, заявила о том, что я вынес заведомо неправосудный приговор. Оценку ее действиям я для себя дал. Ни в какие правоохранительные органы до того, как оценка приговора не будет дана судом кассационной инстанции, с моей стороны никаких обращений по поводу госпожи Васильевой не будет», — заявил судья.

Напомним, что заявления Васильевой были опубликованы в СМИ 14 февраля. В тот же день Виктор Данилкин назвал ее слова клеветой, а пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева — провокацией. «Здесь имеет место не просто давление на суд, а четко спланированная кем-то пиар-акция», — добавила она.

Однако закон, тем не менее, требует проведения служебной проверки по сделанным Васильевой утверждениям, считает адвокат Генри Резник. «Это послужит основанием для проведения служебного расследования, потому что речь идет о грубейшем нарушении уголовно-процессуального закона, оказании давления на суд и вынесении приговора не по своему внутреннему убеждению», — заявил он. Через день после публикации интервью в Генпрокуратуру обратились российские правозащитники с просьбой проверить заявления Васильевой и «в случае полного или частичного их подтверждения» возбудить уголовное дело по факту давления на суд, а также ходатайствовать об отмене приговора Ходорковскому и Лебедеву.

Накануне советник президента РФ по правовым вопросам Вениамин Яковлев заявил, что ему стыдно за скандал, связанный с якобы оказываемым на судью Данилкина давлением. «Мне как судье стыдно, что такие вещи происходят. Я всегда старался, чтобы подобных инцидентов не было вовсе. Такого в суде быть не должно», — заявил Яковлев, добавив, что в произошедшем должны разобраться судебные органы. «Пока этого не произошло, я лишаю себя права обсуждать подробности и давать конкретные оценки данной ситуации», — отметил он.

Отметим, что еще на прошлой неделе Наталья Васильева прошла добровольную проверку на полиграфе, которая показала, что она дала интервью о приговоре Ходорковскому и Лебедеву без чьей-либо просьбы, и денег за это не получала. «В ситуации, когда меня публично попытались обвинить в клевете, я решила добровольно пройти исследование на детекторе лжи. И готова, если потребуется для суда, сделать это снова, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что все сказанное мной — правда, никто мне денег не предлагал и не платил, мотив моего поступка — моя гражданская позиция и желание защитить честь судьи Данилкина», — сказала Васильева.