Иначе не выжить!

Москва, 17.03.2011
Крупные городские агломерации в Сибири уже сложились. Вопрос – как управлять их развитием в условиях правового вакуума, финансовой беспомощности местного самоуправления и скудности инвестиционного потока? Эти вопросы обсуждались 16 марта в конференц-зале Сибирского федерального университета в Красноярске, на круглом столе «Сибирские агломерации», организатором которого выступил региональный деловой журнал «Эксперт-Сибирь».

Иллюстрация: Эксперт Online

Выбор места проведения мероприятия был не случаен: именно в Красноярске 17 апреля 2008 года, по инициативе в то время губернатора края Александра Хлопонина, было подписано соглашение об организации и осуществлении межмуниципального инвестиционного проекта «Комплексное развитие Красноярской агломерации на период до 2020 года». Подписи под документом поставили мэры трех городов – Красноярска, Дивногорска и Сосновоборска, а также четырех прилегающих к ним муниципальных районов (Березовского, Емельяновского, Манского и Сухобузимского). Но, что важнее, почти одновременно было создано госпредприятие «Красноярск-2020» (ныне – ОАО, на 100% принадлежащее правительству Красноярского края), во главе которого встал экс-губернатор Эвенкии Борис Золотарев. Таким образом, для реализации муниципального договора была образована управляющая компания, взявшая на себя функции по развитию единого пространства семи муниципалитетов. К настоящему времени корпорация «Красноярск-2020» подготовила стратегию, схему территориального планирования и инвестиционный паспорт агломерации. На утверждении в правительстве РФ находится комплексная инвестпрограмма – список конкретных проектов, которые сформированы с учетом специфики территорий, вошедших в состав агломерации. Вскоре эти проекты будут предложены инвесторам.

Таким образом, красноярский опыт развития агломерации на сегодня – не только успешный пример построения государственно-частного партнерства, но и единственная в России работающая модель управления комплексным развитием города и окружающих его территорий. По мнению генерального директора ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития» (ГИПРОГОР) Михаила Грудинина, эта модель весьма эффективна. Причем даже в существующих законодательных и финансовых условиях.

О них на круглом столе тоже было сказано не раз. Давно известно, что городские агломерации в России существуют только де-факто: в законах не прописан даже сам термин, потому бюрократический глаз такие территории не замечает. Это порождает множество проблем. Классический пример – Генплан Москвы, совершенно не учитывающий использование территорий окружающей и давно уже слитой со столицей Московской области. Такие же «планы» существуют и в других регионах. И с правовой точки зрения ничему не противоречат. В свое время генерал де Голль заметил, что «Франция во Второй мировой войне понесла меньше потерь, чем от ошибок градостроительства». Россия же пока продолжает наступать на те же грабли.

Второй аспект, мешающий муниципалитетам действовать совместно, связан с их финансовой несамостоятельностью. Сегодня львиная доля городов и поселков в стране имеет дефицитные бюджеты. Мэры зависимы от трансфертов из вышестоящих бюджетов и в таких условиях вынуждены решать вопросы элементарного выживания, а не развития. К тому же и качество управления в стране, о чем месяц назад говорилось в том же Красноярске на VIII экономическом форуме, пока явно невысоко. Долгосрочных стратегий нет, горизонтальные связи слишком слабы, в итоге крупные проекты развития не запускаются.

Агломерация – инвестиционный проект, и очень крупный, учитывающий интересы и государства, и бизнеса. Конечно, это не единственный путь развития территорий. Но там, где взаимодействие муниципалитетов, их формальное слияние уже сложилось – такой путь не имеет альтернативы. Для Сибири, по мнению Михаила Грудинина, вопрос стоит еще более остро: только крупные города могут стать точками модернизации экономики, еще не вышедшей из индустриальной эры, за счет концентрации в них научно-образовательных, финансовых и производственных ресурсов. К тому же говорить о равномерном заселении обширных пространств за Уралом – наивно. Почти все сибиряки живут в городах, построенных вдоль Транссиба и его немногочисленных веток. Поэтому именно эти точки и нужно усиливать – в том числе за счет грамотного управления агломерациями.

Но, как ни странно, решение правовых вопросов – не панацея. И представители «Корпорации-2020», и другие эксперты, выступавшие на круглом столе, были едины во мнении – без государственной поддержки процесс развития агломераций (что в Сибири, что в других частях страны) никогда не станет масштабным. И будет, как в настоящее время, определяться личной заинтересованностью того или иного губернатора и умением местных элит договариваться друг с другом. Минрегион пока хранит гордое молчание. Видимо, обжегшись на программе развития моногородов, ведомство не торопится браться за не менее крупный проект – программу создания агломераций. Хотя о подобных планах в прессе периодически появляется информация…

Более подробно об итогах круглого стола «Сибирские агломерации» читайте в одном из ближайших выпусков журнала «Эксперт-Сибирь».

У партнеров




    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина

    Столица офсетных контрактов

    Новый инструмент промышленной политики — офсетные контракты — помогает Москве снизить расходы на госзакупки и локализовать стратегически важное производство

    Скованные одной цепью

    Власть и бизнес сотрудничают для достижения целей нацпроекта «Экология»

    Сергей Кумов: «“Техпрорыв” уже позволил исключить из добычи и переработки миллионы тонн пустой породы»

    Одно из стратегических направлений развития ПАО ГМК «Норильский никель» — модернизация производства и соответствие современным мировым стандартам. В 2020 году «Норникель» переходит ко второму этапу «Технологического прорыва» — программы повышения операционной эффективности, стартовавшей в 2015 году
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Минфин убирает доллар из своего резерва вслед за ЦБ
      Министерство финансов намерено снизить долю доллара в ФНБ с 45% до чуть более 20%
    2. Борьба за и против «Северного потока — 2» развернулась с новой силой
      Украина обжалует в суде решение ФРГ о смягчении газовой директивы для трубопровода «Северный поток — 2», которого пока не существует
    3. Новая арабская весна
      События в Ливане и Ираке могут стать новой «арабской весной» уже осенью, причем — весьма жаркой, если в события вмешается Тегеран, чьим интересам угрожают протесты в этих двух молодых демократиях
    Реклама