Парное освоение

Али Алиев
15 апреля 2011, 20:12

«Башнефть» и ЛУКОЙЛ создают совместное предприятие для освоения нефтяных месторождений имени Требса и Титова. ЛУКОЙЛ заплатит 4,7 млрд рублей за 25,1% в «дочке» «Башнефти», на которую будет переведена лицензия Роснедр.

Иллюстрация: Эксперт Online
«Башнефть» и «ЛУКойл» создают совместное предприятие для освоения нефтяных месторождений имени Требса и Титова

В пятницу две крупнейшие российские нефтяные компании, ЛУКОЙЛ и «Башнефть», подписали соглашение о совместном освоении западносибирских нефтяных полей. «Башнефть» получила лицензию на месторождения имени Требса и Титова по результатам конкурса, проведенного Роснедрами 2 декабря прошлого года. Хотя тендер был признан несостоявшимся, поскольку второй участник конкурса, компания «Сургутнефтегаз», не внесла стартовый платеж в размере 18,17 млрд рублей, комиссия Роснедр рекомендовала правительству выдать лицензию «Башнефти», которая предложила за нее 18,476 млрд рублей.

По мнению главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, месторождения им. Требса и Титова могут быть введены в эксплуатацию в конце 2012 — начале 2014 года. По его словам, добыча нефти на этом месторождении может выйти на пик в 2017 году в объеме 6 млн тонн. Но, как заверил Алекперов, «это очень консервативный прогноз». Суммарные извлекаемые запасы нефти промышленных категорий (С1+С2), расположенные в пределах лицензионного участка месторождений им. Требса и Титова, учтенные на государственном балансе, составляют 140,1 млн тонн. Инвестиции в освоение месторождений, по мнению президента ЛУКОЙЛа, могут составить 6 млрд долларов.

Для вхождения в проект ЛУКОЙЛ заплатит «Башнефти» 4,7 млрд рублей за долю в СП, на которое будет переведена лицензия. Алекперов отметил, что для завершения сделки по получению его компанией доли в СП не потребуется разрешения правительственной комиссии по ТЭК. Он сообщил, что сумма в 4,7 млрд рублей будет заплачена исходя из четверти суммы, которую «Башнефть» заплатила за эти месторождения на конкурсе. А позднее СП выкупит у ЛУКОЙЛа принадлежащие компании скважины в этом регионе.

По словам Алекперова, в строительстве нефтепровода в рамках этого проекта нет необходимости, так как расстояние до терминала в Варандее всего 23 км. При этом он отметил, что компания в состоянии увеличить мощности терминала под потребности партнера.

Директор департамента Due Diligence «2К Аудит — Деловые консультации / Morison International» Александр Шток считает, что сотрудничество с ЛУКОЙЛом на месторождениях Требса и Титова — оптимальный вариант для «Башнефти», которой в одиночку будет крайне сложно потянуть разработку столь крупных запасов. ЛУКОЙЛ уже работает в этом регионе и имеет развитую инфраструктуру, в том числе нефтепровод и морской терминал. Неоценимым будет и опыт работы ЛУКОЙЛа в сложных условиях крайнего севера. Таким образом, именно эта компания является идеальным партнером для «Башнефти», говорит Шток.

Аналитик напоминает, что ЛУКОЙЛ, в свою очередь, в последнее время не может остановить падение добычи. «Компания заинтересована в новых проектах. Учитывая географию месторождения, еще до конкурса по Требсу и Титову ЛУКОЙЛ считался одним из основных претендентов на победу. Однако конкурс выиграла «Башнефть», после победы которой в ЛУКОЙЛе заявили о готовности с ней сотрудничать, если такая инициатива поступит», — отмечает Шток.

«Впрочем, после победы «Башнефти» сообщалось, что к месторождениям проявляет интерес и «Роснефть», которая может создать альянс по разработке ресурсов, — говорит он. — Однако госкомпания еще до проведения конкурса отмечала, что данные активы обременены тяжелыми для компании лицензионными условиями. Кроме того, сейчас компания сосредоточена на другом регионе — Восточной Сибири, где уже сделаны основательные вложения, подготовлена инфраструктура для реализации проектов. Судя по всему, «Роснефть» сделала акцент на развитие своих восточносибирских активов».

Тем не менее, по мнению Александра Штока, исключать появление еще одного партнера «Башнефти» по разработке месторождений Требса и Титова не стоит. «Вполне возможно, что «Роснефть» пересмотрит свою позицию по этому вопросу, — полагает аналитик. — Также не исключено, что интерес к проекту проявят и другие игроки нефтяного рынка. Например, «Сургутнефтегаз» или индийская ONGC, которая рассматривает вариант расширения своего присутствия в России именно за счет сотрудничества с «Башнефтью». Очевидно, что если участники разработки месторождений имени Требса и Титова будут испытывать затруднения в финансировании проекта, проблем с привлечением еще одного стратегического инвестора у них не возникнет».

Дмитрий Трофимов, руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит», напоминает, что у ЛУКОЙЛа, как и у «Роснефти» обширные собственные инвестиционные планы и достаточно высокие запасы. «Участие в лицензионном конкурсе обе компании посчитали дополнительной обузой. В то же время «Башнефть» очень заинтересована в новых добывающих активах. У «Сургутнефтегаза» здесь даже больше интереса, чем у ЛУКОЙЛа, говорит он. Что касается дальнейшего развития проекта, то, по мнению аналитика, ЛУКОЙЛ будет плясать от развития ситуации: «Будут финансы позволять — будет сам развивать, будет хорошее предложение со стороны того же «Сургута» — продаст. А «Башнефти» без партнера не обойтись. То, что ЛУКОЙЛ вошел в проект по такой схеме, в практике инвестпроектов именуется «реальным» опционом. В общем, достаточно изящно: риски минимальны, а выгоды могут быть высокими», — считает Трофимов.

Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам Нефтегаз», отмечает, что «Башнефть» за счет разработки этих месторождений получила возможность полностью загрузить в будущем свои НПЗ, расположенные в регионе, нефтью собственного производства. Кроме того, это был реальный шанс на будущее значительно увеличить масштабы бизнеса компании. По его данным, общая сумма необходимых инвестиций в разработку доставшихся «Башнефти» месторождений может достичь 8-9 млрд долларов. «На этом фоне покупка ЛУКОЙЛом 25%-го пакета в компании-лицензиате за сумму в почти 170 млн долларов выглядит достаточно адекватно», — считает аналитик.

При этом, по его мнению, «выход из проекта и продажа инфраструктуры — это, скорее, запасной вариант для ЛУКОЙЛа». «Если все будет развиваться по оптимистичному сценарию, то, напротив, не исключено увеличение доли ЛУКОЙЛа в СП, на мой взгляд», — говорит Беседовский.