"Хочется реальных посадок"

Москва, 26.04.2011
Представительство Федерации автовладельцев России (ФАР) сегодня подало в администрацию Барнаула уведомление о проведении 29 апреля пикета на площади Сахарова. «Мы хотим проехать организованно на велосипедах по улицам города. Не знаю пока, каков будет ответ из мэрии. Своей акцией мы хотим привлечь всех к проблеме „бензинового кризиса” в России, в Алтайском крае в частности», - рассказал журналистам руководитель краевого отделения ФАР Виктор Клепиков.

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

«Бензиновый кризис», который в последние дни стал одной из главных тем публикаций в федеральных СМИ, сильнее всего затронул именно Алтайский край и соседнюю с ним Республику Алтай. Как рассказал корреспонденту «Эксперта Online» Виктор Клепиков, дефицит бензина в городах края стал ощущаться еще в начале прошлой недели. К минувшим выходным ситуация накалилась до предела: к заправкам стали выстраиваться огромные очереди, а на крупных АЗС отпуск бензина стал производиться только по топливным картам (и не более 20 литров в одни руки). Тревожная ситуация сохраняется и сегодня, хотя в Барнауле, рассказал Клепиков, ажиотаж уже спал – очередей на АЗС не видно, но только потому, что люди «затарились» и немного успокоились (видимо, пока не сожгут купленный с таким трудом бензин). Цена литра АИ-92 на мелких АЗС взлетела с 21 до 27 рублей. Впрочем, на заправках крупных сетей за наличные бензин купить до сих пор не получится. Особые сложности возникают на межрегиональных трассах. По словам Клепикова, многие машины паркуются у заправок и ждут бензина – дальше без дозаправки им ехать бессмысленно.

Российский топливный союз нынешний кризис объясняет просто: дефицит топлива в Сибири вызван ростом экспортных поставок. Данные ИАЦ «Кортес», пишет «Коммерсантъ», этот тезис подтверждают: если в первом квартале 2010 года экспорт бензинов составлял 1,2 млн тонн, то в первом квартале текущего года он вырос до 1,8 млн тонн, то есть на 50%. И это – в преддверии сезонного пика потребления! Аналитики практически единодушны в том, что «бензиновый кризис» порожден инициативами ФАС России по госрегулированию цен на нефтепродукты. Из-за этой меры рынок монополизируется с бешеной скоростью: мелкие АЗС умирают.

Как рассказал в интервью газете «Ваше дело» гендиректор топливной компании «Ника» (Бийск) Геннадий Скулкин, «коммерсанта можно заставить делать все, что угодно: давать взятки, платить повышенные налоги, но нельзя заставить его только одно – продавать товар себе в убыток. Некоторое время мы пытались это делать, покупая у производителей топливо по 22 рубля за литр и реализуя его по 21 рублю за литр. Но долго так делать не смогли, поэтому вчера цены по Алтайскому краю поднялись на 1-2 рубля. Сейчас получить топливо мы вообще не можем».

Неудивительно, что краевое отделение ФАР прямо говорит о стремлении крупных сетевых игроков «подмять» под себя мелкие АЗС. Из более чем 800 АЗС, действующих в Алтайском крае, под брендом НК «Роснефть» работает около 100 станций, «Газпром нефти» – 17. Остальные семь сотен заправок – в руках независимых продавцов, не имеющих собственных нефтеперерабатывающих мощностей и потому целиком и полностью зависимых от крупных вертикально интегрированных структур.

Удивляет автовладельцев и поведение администрации Алтайского края. Вчера вечером краевое управление по промышленности и энергетике опубликовало официальное заявление, в котором, по сути, обвинило мелкие и средние АЗС в «бензиновом кризисе». По оценке чиновников, перепродавцы несвоевременно зарегистрировались или не оформили необходимые документы для участия в биржевых торгах, через которые теперь продается до 30% ГСМ от общего объема продаж на внутреннем рынке. «Результатом подобной ситуации стал дефицит ГСМ на ряде заправочных станций края – подобная тенденция характерна для нескольких регионов страны. Как следствие, возросло обращение потребителей непосредственно на автозаправочные станции ОАО НК „Роснефть” – „Алтайнефтепродукт”. Объемы реализации ГСМ данной компанией увеличились практически в три раза. Так как ряд мелких АЗС закрылся из-за отсутствия топлива», – говорилось в пресс-релизе. Лимитирование отпуска топлива за наличку, введенное на АЗС «Роснефти» и «Газпром нефти», власти объяснили желанием избежать ажиотажа и спекулятивных действий. «Независимым топливным операторам нужно не создавать искусственно ажиотаж вокруг дефицита ГСМ, а срочно принять компетентные решения о работе в изменившихся условиях», – заявили в краевом управлении по промышленности и энергетике.

Об этом же говорил и председатель комитета краевого законодательного собрания по экономической политике, промышленности и предпринимательству, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Василий Куц. «Посредники, задиравшие цены на бензин, вынуждены будут рано или поздно уйти с рынка. Тот ажиотаж вокруг автомобильного топлива, который мы наблюдаем сейчас в Алтайском крае, вызван как раз попытками посредников отыграть ситуацию, переломить ход событий в свою сторону», – заявил Куц. Прямо указав в числе виновников кризиса оптово-розничные сети «Октан», ССК, К1 и др. «Октан», кстати, принадлежит также депутату заксобрания, но члену «Справедливой России» Юрию Матвейко. Неудивительно, что и.о. секретаря бюро краевого отделения этой партии Владислав Вакаев открыто заявил, что обещания единороссов решить проблему с бензином напоминают борьбу пчел против меда: «Похоже, алтайская ЕР в попытках повысить свой стремительно катящийся вниз рейтинг окончательно теряет адекватность. Очевидно, что причина нашумевшего кризиса лежит на поверхности и укладывается в два слова: монополистический сговор. Иными словами, крупные компании, владеющие НПЗ, выдавливают с рынка малые фирмы. Монополисты решили убить сразу двух зайцев: направили топливо на экспорт (подзаработав на этом) и, создав его дефицит на внутреннем рынке, одновременно перекрыли кислород „мелкой рыбешке”. Нетрудно догадаться, что за этим последует: разорение малых фирм и неизбежный скачок цен… Люди, которые верят, что монополия в политике – это благо, не менее свято верят и в пользу монополии в экономике. Похоже, это диагноз».

В том же пресс-релизе краевого управления по промышленности и энергетике сообщалось, что губернатор Александр Карлин обратился в адрес министров энергетики и сельского хозяйства РФ, а также к президенту НК «Роснефть» с просьбами о дополнительном выделении дизельного топлива для селян: «Роснефти» – 30 тыс. тонн, «Газпром нефти» – 10 тыс. тонн. «Под эти цели уже в край поступило дополнительно 5 тыс. тонн дизельного топлива», – рапортовали чиновники. Все специальные службы Алтайского края обеспечиваются моторным топливом в требуемом количестве в соответствии с заключенными договорами, включая сельхозтоваропроизводителей края, говорилось также в релизе. «Это хорошо, что власти заботятся о посевной, но почему не сказано ничего о рядовых автовладельцах? Наши проблемы никого не волнуют, что ли?» – удивляется Клепиков.

ФАР традиционно держится в стороне от политики. «Мы ждем реакции от власти, от губернатора, от премьер-министра. Чтобы было выяснено, кто виноват в такой ситуации. Хочется уже реальных посадок», – рассказал корреспонденту «Эксперта Online» Виктор Клепиков.

Остается добавить, что в других регионах Сибири ажиотажа на АЗС пока не наблюдается. Автор этих строк сегодня спокойно заправил полный бак на станции «Газпром нефти» в новосибирском Академгородке – ни очередей, ни паники, ни повышенных цен там нет. Но затишье может быть и временным. Геннадий Скулкин считает, что «бензиновый кризис» можно решить на уровне всей страны, совершив всего три действия. Во-первых, повысить таможенные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов. Во-вторых, учесть опыт развитых стран, где структура естественных монополий разделена на добывающие и производящие компании и на розничную сеть, чтобы у независимых сетей были равные условия с розничными сетями монополий. «Про нас часто говорят, что наценка розницы очень велика. Но мы сами хотим, чтобы нам ограничили наценку, скажем, до 25%. Наценка при этом не должна быть ниже 15%, чтобы розница не могла устанавливать цены ниже определенного уровня, – это третья мера», – рассказал Скулкин (его комментарий опубликован на сайте ИА «Алтапресс»). В любом случае рукотворный, по сути, кризис на топливном рынке решить можно будет только ручным же вмешательством. И совершенно очевидно, чьи руки это сделают.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. ОПЕК+ растет в цене
    Дональд Трамп заявил о новых переговорах между РФ и Саудовской Аравии по возможной сделке по сокращению добычи нефти. Но главные участники ОПЕК+ готовы пойти на это только вместе со странами «большой двадцатки». Эксперты видят в перспективе возможность расширения нефтяного картеля
  3. Акции растут на «удаленке»
    На 585% вырос трафик на платформе проведения видеоконференций от компании Zoom Video за последний месяц из-за массового перехода на дистанционную работу. Соответственно, увеличились продажи, а акции компании взлетели на 145% при том, что S&P 500 упал на 20%
Реклама