Лазерное хулиганство может стать уголовщиной

Новый вид хулиганства, который ставит под угрозу жизни десятков людей, приобретает в России все большую популярность. В этом году зафиксировано более 30 случаев ослепления экипажей пассажирских самолетов лазером. Одного из лазерных хулиганов задержали на выходных в Ростове-на-Дону.

Фото: picvario.com/ Russian Look
В этом году в России зафиксировано более 30 случаев ослепления экипажей пассажирских самолетов лазером.

Росавиация бьет тревогу: количество попыток ослепления пилотов авиалайнеров лазерным лучом с прошлого года выросло в несколько раз. «В течение 2010-2011 годов Росавиацией зафиксированы неоднократные случаи ослепления экипажей гражданских самолетов лазерными лучами. Со второй половины 2010 года зафиксировано пять таких инцидентов, с начала 2011 года – 30», – говорилось в сообщении воздушного ведомства, распространенном 8 июня.

С тех пор лазерные хулиганы позволили себе еще несколько подобных выходок. Обычно они направляют мощный лазерный луч зеленого цвета на фюзеляж самолета, заходящего на посадку. Воздушное судно находится на небольшой высоте и потому уязвимо для луча. Лазер слепит членов экипажа, из-за чего они могут допустить роковую ошибку на самом ответственном этапе полета. К счастью, пока что все подобные инциденты завершались благополучно.

В Росавиации требуют «исключить случаи использования подобных мощных источников излучения для освещения воздушных судов, так как это создает реальную угрозу безопасности полетов, мешая экипажу пилотировать воздушное судно». По словам профессиональных летчиков, попасть пилоту лазерным лучом в глаз с большого расстояния практически невозможно. «Но во время приземления пилот должен быть сосредоточен, у него каждая секунда на счету, а движение постороннего света по кабине отвлекает его и вызывает неприятные ощущения. Если еще в этот момент добавляются такие факторы, как плохая погода, – проблема усугубляется», – цитирует РИА «Новости» командира Ил-96 Сергея Кнышова. Если же все-таки луч слепит пилота, то на некоторое время он теряет ориентацию в пространстве, что еще больше увеличивает вероятность трагических последствий.

Последний случай лазерного хулиганства был зафиксирован в минувшую субботу в Сочи. Особенно часто инциденты с лазерным лучом происходят в московских аэропортах, а также в Ростове-на-Дону. За последний месяц в ростовском аэропорту произошло как минимум пять подобных случаев: неизвестные четырежды пытались ослепить лазером пилотов пассажирских авиалайнеров, а один раз от действий злоумышленников едва не пострадал полицейский вертолет Ми-8.

Правоохранительные органы Ростова-на-Дону взялись за расследование этих инцидентов. В конце прошлой недели полиция установила районы, из которых лазерный луч направлялся на кабины самолетов. Расстояние между ними можно преодолеть за час (именно столько времени прошло между двумя пятничными случаями лазерного хулиганства), но установить достоверно, стоял ли за всеми этими происшествиями один и тот же человек, полиция пока не может.

В ночь с субботы на воскресенье оперативникам удалось задержать предполагаемого злоумышленника. По сведениям очевидцев, молодой человек светил лазерной указкой в сторону аэропорта. Прибывший по вызову бдительных граждан наряд патрульно-постовой службы задержал хулигана. Им оказался местный житель 1989 года рождения. Полиция и ФСБ пытаются установить его причастность к случаям ослепления пилотов. Впрочем, утром в воскресенье молодого человека отпустили под подписку о невыезде. Свою вину задержанный отрицал, на допросе заявил, что у него есть алиби, назвав конкретные места, где он находился в то время, когда были зафиксированы инциденты с ослеплением пилотов. Наличие при себе лазерной указки молодой человек объяснил тем, что носить подобные устройства при себе законом не возбраняется.

Мода на опасные игры с лазером пришла в Россию из-за границы. Первые случаи ослепления пилотов были зафиксированы в США, потом к американским хулиганам присоединились европейские. За океаном лазерная проблема имеет совершенно иные масштабы, чем в России: по данным Федеральной авиационной администрации США, в 2005 году было зафиксировано 1527 подобных случаев, в 2010 году – уже 2836. Американское правосудие сначала интерпретировало развлечения с указкой как хулиганство, но затем они были переведены в разряд уголовных преступлений. Виновные приговариваются к серьезным штрафам и получают реальные тюремные сроки.

За границей с проблемой научились бороться. В США полиция и ФБР оперативно реагируют на сообщения о манипуляциях с лазером и по горячим следам задерживают злоумышленников. В Европе для пилотов разработали специальную инструкцию, как вести себя при ослеплении лазерным лучом. Кроме того, в Швейцарии запрещена продажа лазерных устройств определенной мощности, которые могут использоваться для ослепления пилотов самолетов и машинистов поездов. В России же без проблем можно купить любые лазерные приспособления. Даже обычные школьные указки «бьют» на 1–2 км. Чтобы помешать самолету зайти на посадку, достаточно указки мощностью в 5 милливатт, но продавцы подобного оборудования предлагают устройства и в сто раз мощнее.

Отечественные ученые предложили свой способ борьбы с напастью. Они советуют раздать пилотам очки, которые используют специалисты при работе с лазером. Стекла очков отсекают излучение зеленого цвета на определенной длине волны, нейтрализуя опасность. Тонировать стекла в кабине, по мнению специалистов, нежелательно: это приведет к ухудшению обзора.

Пилоты же предлагают создавать вокруг аэропортов зоны безопасности, которые бы позволяли контролировать обстановку в секторе захода на посадку и набора высоты после взлета. Попасть лучом в кабину можно только из определенной зоны и когда самолет находится на определенной высоте, так что установка средств слежения на этой территории не давала бы злоумышленникам терроризировать летчиков. При этом все стороны в один голос высказываются за ужесточение ответственности за лазерное хулиганство.