Один футболист или один футбольный центр?

Евгений Берлин
28 июня 2011, 18:37

Махачкалинский «Анжи» поборется с «Реалом» и «Барселоной» за бразильского футболиста Неймара. Трансфер игрока стоит 45 млн евро.

Иллюстрация: Эксперт Online
Неймар да Силва

«Анжи» за 45 млн евро готовится купить Неймара. Параллельно в Новосибирске готовится к скорому открытию (уже этой осенью) футбольный центр стоимостью 1,7 млрд рублей (то есть где-то как один Неймар). Это будет крытый футбольный манеж, в планах нового спорткомплекса 680 мероприятий в год, 14 спортивных секций, 86 тренеров, четыре поля с искусственным покрытием, пять спортзалов, 840 детей, занимающихся футболом.

В Махачкале вместо этого будет один Неймар. Да, «Анжи» частный клуб, его владельцы, вполне понятно, хотят заметного и быстрого результата и имеют на это полное право, и, наконец, считать чужие деньги неприлично. Но порассуждать, что лучше — одноразовый Неймар или футбольный центр — как кажется, вполне пристойно.

Плюсы футбольного центра очевидны: цифры выше говорят о них красноречивее слов. Когда Гус Хиддинк только начинал свою карьеру в России, ожидалось, что он поработает не только на первую сборную, но и на весь российский футбол. Гус, держа в уме стратегические задачи, тогда много говорил, что постройка футбольных полей, а также простых, дешевых, но современных чисто футбольных стадионов помогут развитию игры в стране больше, чем покупка дорогих легионеров. Поля действительно строятся, но со стадионами хуже.

Для городов, претендующих на проведение матчей ЧМ-2018, запланировано сооружение пятизвездных арен. В Петербурге стройка уже давно ведется (стоимость стадиона, согласно последней переоценке сметы, достигла 33 млрд рублей; в 2008 году смета составляла 6,6 млрд рублей), в Москве строится стадион «Спартак», стоимость которого, по некоторым данным, может доходить до 500 млн евро. Разумеется, это элитные арены, для чемпионата мира другие строить и нельзя. Однако участники российского футбольного первенства из числа клубов попроще, чем «Зенит» или «Спартак», играют на стадионах, которым уже по несколько десятков лет, и сдвигов к лучшему не предвидится.

Хотя в Махачкале есть планы строительства нового стадиона и сразу двух новых баз. Но от планов до реализации большой срок, а, скажем, Роберто Карлос, перешедший в «Анжи» на правах свободного агента на зарплату 6,5 млн евро в год, за клуб уже играет. Так что акцент на покупке игроков в ущерб развитию инфраструктуры сохраняется.

Роберто Карлос не очень счастлив в России: жить в Махачкале, по его словам, невозможно, плюс к тому он уже успел пострадать от проявлений расизма и намекнул на возможность досрочного отъезда. Где гарантии, что в Неймара, чья внешность тоже не вполне нордическая, не запустят бананом? Да, бананы понемногу начинают изымать на входе на стадион, но обеспечит ли эта мера решительную победу над расизмом? Ведь, как верно отмечают болельщики, можно кидаться другими фруктами и даже предметами одежды.

Наконец, остается возможность того, что зарубежная звезда в России попросту не заиграет. «Динамо» со своей португальской колонией, московский «Спартак» и «Зенит» многократно прокололись на том, что купленный задорого легионер в России играл намного слабее, чем ожидалось.

По всему выходит, что вложение десятков миллионов евро в звездных легионеров — более рискованная инвестиция, чем строительство инфраструктуры, и одновременно менее выгодная в долгосрочной перспективе. Игрок уедет, увезя с собой зарплату и бонусы, а стадион или футбольный центр останется. Не забудем и о ЧМ-2018: сейчас даже специалисты с трудом называют имена юных футболистов, имеющих шансы вырасти за семь лет до уровня первой сборной. Возможность наблюдать за звездами на футбольном поле не добавит никому мастерства, а вот отсутствие современной инфраструктуры для подготовки резерва поставит крест на российских надеждах войти в элиту мирового футбола.