«Нас попросили…»

Александр Попов
29 сентября 2011, 14:10
Фото: пресс-службы «Сибмост»
«Сибмост» рассчитывает, что его новый бизнес – аэропорт Горно-Алтайска – сможет стать рентабельным за счет туристов

Первый рейс в Москву из обновленного аэропорта Горно-Алтайска планируется совершить уже в декабре текущего года. Об этом на встрече с журналистами сообщил президент и основной владелец ОАО «Сибмост» Альберт Кошкин.

«Сибмост» – одна из крупнейших компаний, работающих на рынке инфраструктурного строительства в стране. Ее специализация – мосты и дороги. В частности, именно «Сибмост» строит сейчас третий мост через Обь в Новосибирске. Поэтому приобретение компанией в конце ноября 2010 года 100% акций ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» стало настоящим сюрпризом для рынка. Тем более что руководство «Сибмоста» от любых комментариев относительно нового и непрофильного для себя актива упорно отказывалось. Журналисты и аналитики строили собственные версии события. Некоторые считали, что, приобретя единственный аэропорт в Республике Алтай (РА), «Сибмост» рассчитывает на получение крупного федерального транша (в том числе по линии финансирования строящейся здесь особой экономической зоны туристическо-рекреационного типа и федеральной целевой программы по развитию региональных аэропортов). Кто-то указывал на интересную взаимосвязь: Альберт Кошкин возглавляет совет директоров авиакомпании «Сибирь» (бренд S7 Airlines), а значит, собирается лоббировать интересы перевозчика на Алтае.

Первый развернутый комментарий об аэропорте в интервью журналу «Эксперт-Сибирь» дал по весне гендиректор «Сибмоста» Владислав Кошкин. «Мы приобрели аэропорт Горно-Алтайска потому, что видим здесь перспективы и рассчитываем на увеличение стоимости этого актива. Регион чрезвычайно привлекателен, и у нас есть прогноз, что перевозки сюда возрастут на порядки. И через несколько лет будут осуществляться в больших объемах», – пояснил Кошкин.

Вчера его отец и президент «Сибмоста» Альберт Кошкин впервые презентовал журналистам проект развития аэропорта. По его словам, приобрести актив компанию «попросили» власти Республики Алтай. Реконструкция стратегически важного для горного региона объекта инфраструктуры началась еще в 2007 году, однако правительству Алтая никак не удавалось найти адекватного собственника. В итоге, когда генподрядчиком реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) в 2009 году стал «Сибмост» (федеральный центр выделяет на эти цели более 1,1 млрд рублей по программе развития транспорта), ему и было предложено развивать весь аэропорт сразу. «Мы на это пошли. Потом было разочарование. Но сейчас уже спокойно к этому относимся и мыслей о продажи актива не имеем. Мы хотим его развивать. Посмотрим, что дальше будет», – отметил вчера на встрече с журналистами Альберт Кошкин.

Как следует из презентации «Сибмоста», аэропорт Горно-Алтайска, в силу своего крайне благоприятного географического положения, может стать важнейшим транспортным узлом Горно-Алтайского туристического кластера. Отсюда удобно добираться до популярного города-курорта Белокурихи (расстояние 105 км, расположен в соседнем Алтайском крае), всесезонного горнолыжного курорта Манжерок (25 км), здравницы на озере Ая (10 км). До особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (проект Алтайского края) – всего 30 км, до зоны «Алтайская долина» (проект республики) – 8 км. В доступности от аэрогавани и игорная зона «Сибирская монета», в которой, правда, пока ничего не строится, а также другие туристические центры Алтая – Чемал, Телецкое и Каракульские озера. Кроме того, долина реки Катунь – с ее турбазами, отелями и домами отдыха – находится в диапазоне от 5 до 90 км от аэропорта Горно-Алтайска. Турпоток на Алтай стабильно растет. Недавно правительство РА объявило, что в 2011 году сюда приедет на 15–17% больше туристов, чем в прошлом году, или 1,3–1,4 млн человек. Причем теперь сюда едут не только традиционные для республики туристы из соседних регионов Западной Сибири (прежде всего Новосибирска, Томска и Кузбасса), но и жители Красноярского края, а также Урала и ближнего зарубежья.

Согласно расчетам, к 2014 году объем турпотока на Алтай вырастет до 1,8 млн человек. В результате пассажиропоток в аэропорту увеличится с 1,9 тыс. человек (по итогам текущего года) до 164,4 тыс. (по итогам 2016 года). Причем львиная доля – более 91 тыс. человек – будут прилетать на Алтай издалека, на самолетах Boeing-747 или А-320. Собственно, ради этого и была затеяна реконструкция аэропорта. Федеральный бюджет вкладывается в ВПП (ее удлинили с 1,3 тыс. до 2,3 тыс. м, что позволяет отнести аэропорт ко второй категории ИКАО) и наземную инфраструктуру полетов, в том числе в установку светосигнального и навигационного оборудования, а «Сибмост» – в перестройку убогого терминала и других объектов сервиса. По словам Альберта Кошкина, компания уже вложила в аэропорт порядка 120 млн рублей собственных средств. При этом только эксплуатационные расходы составляют 45 млн рублей в год (фонд оплаты труда, охрана, аренда полосы и т.д.). Прибыли актив пока почти не приносит, а потому на покрытие убытков до конца года «Сибмост» направит около 25 млн собственных денег. «Деньги мы не теряем, хотя, конечно, их можно было бы вложить в профильный бизнес. Но у нас пока есть дешевые кредитные ресурсы», – отметил Кошкин.

До конца ноября все работы в аэропорту будут закончены. После чего месяц уйдет на получение разрешения на полеты. В итоге с декабря из Горно-Алтайска планируется открыть регулярные рейсы среднемагистральных самолетов. Пока отсюда летает лишь два рейса в неделю – в Новосибирск и на север, в Сургут, на Ан-24. В течение следующего года, рассчитывает Кошкин, аэропорт выйдет на стабильный режим работы – как минимум один рейс в сутки. В Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и другие города страны. Кроме того, аэропорт сможет обслуживать и самолеты бизнес-авиации.

Кто совершит первый рейс, пока не известно. По словам Альберта Кошкина, переговоры ведутся со всеми ведущими авиакомпаниями страны. Но пока наибольшую активность проявляет «ВИМ-Авиа». «Мы рассчитываем не только на туристов, но и клиентов здравниц Белокурихи и Алтайского края, в частности – Бийского региона. От нас туда ближе, чем из Барнаула. Надеемся, что и жители республики станут летать в Москву из Горно-Алтайска», – говорит президента «Сибмоста».

Управлять непрофильным активом мостостроители пока собираются сами. Переговоры с холдингом «Новапорт», который владеет аэропортами Новосибирска, Барнаула и Томска, по словам Альберта Кошкина, пока застопорились. Хотя «Сибмост» не против отдать аэрогавань под крыло профессиональных управленцев. Вместе с аэропортом компания владеет также более чем 100 га земли вокруг него, на которой сторонние инвесторы могли бы построить гостиницы и другие коммерческие объекты. «Как вы знаете, основные доходы аэропорты получают не от аэропортовой деятельности, а от прилегающей инфраструктуры. Заправки, гостиницы, кафе, торговые объекты. Мы будем всем этим заниматься. Организуем аренду автомобилей, платную стоянку, будем сдавать землю в аренду сторонним инвесторам. Все сами делать не будем, но доходы получать собираемся. Иначе зачем огород городить было?» – спрашивает Кошкин.

Риски аэропорта, естественно, связаны с обеспечением роста пассажиропотока. И здесь туристы – главный резерв, хотя «Сибмост» для их привлечение ничего особенного сделать не может. Это задача республики, а также местного турбизнеса. Отрадно, что власти это понимают. «Увеличение количества туристов для нас уже не так актуально; стоит задача – шире и разнообразнее представить весь спектр туруслуг в регионе. К примеру, в республике не хватает культурно-этнографических центров, недостаточно представлена индустрия развлечений», – отмечают в региональном министерстве туризма. Определенные риски связываются и с перспективой запрета на полеты Ан-24. Для развития региональной авиации, необходимой Горно-Алтайску, учитывая, что основной контингент туристов – жители соседних городов, нужны небольшие самолеты. Тем не менее «Сибмост» смотрит в будущее с оптимизмом. «Возврат инвестиций по оптимистичному прогнозу – семь лет, по пессимистичным – 15-20 лет. Посмотрим. Мы не специалисты в этом деле. Мы подготовили бизнес-план, сейчас его корректируем, но предсказать, к сожалению, пока ничего не можем», – заявил Альберт Кошкин. И добавил, что в самом худшем варианте актив будет продан.