Вечно новая Москва

Москва, 01.11.2011
Присоединение к Москве новых территорий, которое будет закреплено юридически 1 января 2012 года, носит беспрецедентный характер. Территория города увеличится в 2,5 раза, в то время как даже масштабный сталинский генплан 1935 года предусматривал увеличение лишь в два раза.

Фото: ИТАР-ТАСС

Главные проблемы крупных городов мало изменились с начала XX века. Это заявление может показаться абсурдным, но от этого не теряет своей правдивости. Если обратиться к историческим источникам, описывающим европейские столицы на рубеже XIX–XX веков, мы столкнемся с жалобами авторов на немыслимые транспортные заторы, пусть в меньшей степени спровоцированные автомобилями, нежели конными экипажами и трамваями, удручающую с точки зрения экологии, социального благополучия и эстетики ситуацию в промышленных кварталах, мало поддающиеся управлению трущобные пригороды и невероятную перегруженность центра офисами, банками и торговлей, сопровождаемую чудовищными ценами на недвижимость, провоцирующими все более и более плотную застройку. Как мы видим, в целом эти претензии незначительно отличаются от тех, что ежедневно заново рождаются в многочасовых московских пробках, хотя и выражены они более доходчиво и литературно.

По мнению специалистов, современная Москва в вопросах городского планирования отстала от своих западных собратьев лет на сто, а то и больше.  Между тем в российской столице всегда любили затевать масштабные, потрясающие воображение преобразования, которые должны были решить все проблемы раз и навсегда и проложить красавице-Москве дорогу в неперенаселенное, незагазованное, не задушенное пробками, не кусающееся высокими ценами на жилье или же тотальной его недоступностью светлое будущее. Что неудивительно, ведь государство с плановой экономикой — рай для городского планирования, как и для любого планирования вообще. Однако же современный проект по расширению территории города не имеет аналогов даже в столь славной истории.

Первым комплексным планом реконструкции и, соответственно, расширения границ Москвы стал генплан 1935 года, разработанный В. Н. Семеновым, С. Е. Чернышевым и др., и предполагавший увеличение площади города с 28,5 тыс. до 60 тыс. га. До этого при советской власти Москва расширялась преимущественно в северном направлении, где традиционно располагались поселения рабочих. Генплан был основательно водружен на фундамент сложившейся еще в Средние века радиально-кольцевой структуры города с намерением эту структуры выровнять и упорядочить, чем сильно напомнил действия барона Османа в Париже, создание Рингштрассе в Вене и градостроительные изыскания во множестве других городов на рубеже веков, и безмерно огорчил целую армию советских и зарубежных архитекторов, предлагавших проекты перепланировки города удивительной смелости. Была отвергнута и идея перенесения административного центра города на петербургское шоссе, выдвинутая А. В. Щусевым в его плане «Новая Москва», он был наложен на исторический. В качестве первоочередных участков для застройки рассматривались набережные Москвы-реки и Яузы, которые планировалось расчистить и реконструировать, с целью вывести застройку непосредственно к рекам. Территориальное расширение Москвы предполагалось главным образом в юго-западном (Кунцево—Ленинские горы—Царицыно) направлении. Второстепенными направлениями расширения являлись восточное (Измайлово—Перово), а также западное и северо-западное направления (Хорошево—Щукино—Тушино—Медведково). Жилые территории формировались в виде укрупненных кварталов, в которых предполагалось создать центры культурно-бытового обслуживания. Важной чертой генплана 1935 года являлась политика, направленная на фиксирование границ города и численности его населения. На период планирования был спрогнозирован рост численности населения с 3,66 млн человек до 5 млн человек. С целью удержания его в этих рамках в Москве были ограничены прописка и строительство новых зданий, не связанных с нуждами существующего населения города. Вокруг Москвы был создан защитный лесопарковый пояс. Однако намеченная для расширения города территория вскоре оказалась недостаточной, и в лесопарковом поясе стремительно стали развиваться ближайшие спутники Москвы. Город продолжал постепенно расти до следующего масштабного увеличения, произошедшего в 1971 году.

Генплан 1971 года, разработанный М. В. Посохиным, Н. Н. Улласом и др., предусматривал расширение города до границ МКАД, то есть до 87,5 тыс. га. К этому моменту в состав Москвы уже вошел Зеленоград. Основу нового генплана составляла идея о создании восьми планировочных зон с населением 0,6 млн до 1 млн человек с собственными зональными центрами, дабы обеспечить приближение мест жительства к местам работы людей, а также комплексное решение разного рода проблем. Весьма прогрессивная даже по сегодняшним меркам идея до определенной степени расчленить город на отдельные зоны с собственными центрами тяготения провалилась, вероятно, из-за их чрезмерной растянутости. Стремление развить межрайонные связи на периферии также не увенчалось успехом. Население города на расчетный период принималось в количестве 7,5 млн человек, однако уже к концу 1980-х годов установленный рубеж был превышен на 1 млн человек, что потребовало дальнейшего расширения городской территории, причем новые границы города слабо поддавались объяснению. В октябре 1983 года в состав Москвы вошел город Солнцево. К 1995 году город включил в себя также отдельные разрозненные поселки, дачные поселки и деревни за пределами МКАД, преимущественно на северо-западе, на юго-западе и на востоке.

Принятый в этом году план расширения предусматривает к существующим 109,1 тыс. га прибавить еще 160 тыс. га земель на юго-западе. Иными словами, площадь Москвы вырастет в 2,5 раза, в то время как даже масштабный план 1935 года предусматривал увеличение площади чуть более чем в два раза. И это при том, что если в 1935 году можно было говорить о коренной перестройке и значительных переменах в чем бы то ни было, то нынешний исторический период явно не является столь переломным в развитии как страны, так и ее столицы. На самом деле Москва вторглась в земли между Варшавским и Киевским шоссе, выходящими к Калужской области, не в первый раз. При Хрущеве сюда довольно безуспешно пытались переселить Академию сельского хозяйства, перенесли в наукоград Троицк целый ряд московских НИИ. Помимо этого Киевское шоссе является одной из лучших автомобильных магистралей Подмосковья. То есть выбор территории для расширения является неслучайным и относительно обоснованным. При этом инициатива о включении этих территорий в состав Москвы, которое должно произойти уже 1 января 2012 года, вызывает у экспертов неоднозначную реакцию. Не совсем ясным остается то, что если эти территории уже так интенсивно заселяются и тесно связаны с Москвой, как сообщается, каким образом их включение в состав города может повлиять на распределение транспортных потоков. Московское правительство обещает путем строительства новых хордовых магистралей и реконструкции МКАД решить проблему перегруженности центра в течение ближайших 20 лет, отказавшись от радиально-кольцевой структуры. Чисто теоретически это возможно только в том случае, если правительство действительно переедет на новые присоединенные территории и окажется способным утянуть с собой концентрацию других сфер деятельности общества, и если действительно получится переселить сюда значительную часть жителей столицы, что также вызывает сомнение у специалистов. Тот факт, что даже в 1935 году было решено отказаться от переноса административного центра Москвы и сохранить радиально-кольцевую структуру города, заставляет задуматься, возможно ли осуществление столь значительных преобразований теперь, в условиях рыночной экономики, когда контролировать какие-либо процессы, в том числе территориальные, государственным и городским властям стало намного сложнее.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Может статься, России не нужен газовый контракт с Украиной
      В прогнозе о заключении соглашения с Украиной премьер-министр Дмитрий Медведев сослался на Ильфа и Петрова
    2. Курс евро сильно удивит
      Единая европейская валюта может удивить высокими темпами восстановления в следующем году.
    3. Газовый смарт-грид
    Реклама