Привлекательный ритейл

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
21 ноября 2011, 13:53

Консалтинговая компания CB Richard Ellis (CBRE) путем опроса 178 крупных европейских и международных розничных компаний составила рейтинг самых привлекательных для развития ритейлеров европейских стран. В пятерку наиболее перспективных вошли Италия, Германия, Россия, Испания и Франция.

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look
CB Richard Ellis составила рейтинг самых привлекательных для развития ритейлеров европейских стран

В целом инвестиционная политика розничных сетей стала более осторожной, отмечают в CBRE: о намерении продолжать активную экспансию и открыть в 2012 году в Европе более пяти магазинов заявил 71% респондентов, тогда как год назад таких компаний было 75%. Например, сети, торгующие электроникой и бытовой техникой, вдвое сократили планы на 2012 год по сравнению с этим годом. Они намерены открывать в среднем по 10 новых магазинов на всю Европу. Потребители сокращают количество крупных покупок, а мелкие товары все чаще приобретают через интернет-магазины, объясняют в CBRE. При этом продовольственные сети, которые год назад лидировали по числу открытий, на 2012 год запланировали в среднем по 27 новых магазинов. На фоне разворачивающегося в Европе кризиса многие покупатели начали переходить на покупки менее дорогих товаров.

«На Германии, Англии, Франции и Испании ритейлеры акцентировали свое внимание все последние годы, но теперь многие ищут новые возможности. Несмотря на то что прогнозы по уровню потребительских расходов в Италии скромны, ритейлеры получают отличную возможность расширить свое присутствие на рынке, где международные бренды представлены в меньшей степени, а объемы строительства новых торговых центров существенные. Германия с ее относительно устойчивой экономикой продолжает привлекать новых ритейлеров. Россия за счет сильной экономики и прогнозов роста уровня потребительских расходов поднялась с шестого места на третье», – сообщается в пресс-релизе компании.

«Сокращение планов сетей, торгующих электроникой и бытовой техникой, скорее всего, связано с ожиданиями кризиса, – говорит аналитик информационно-аналитического центра компании "Креаком" Александр Кузнецов. – В случае ухудшения экономической ситуации потребители не будут тратиться на предметы не первой необходимости, такие как бытовая техника и электроника». По этой причине сети, торгующие такими товарами, будут открывать меньше магазинов в ближайшие месяцы. Но позже, возможно, уже в 2012 году, если экономическая ситуация успокоится, начнут строить планы выхода на российский рынок, прогнозирует эксперт.

Действительно, напоминают в CBRE, в кризисный 2009 год открытие магазинов на следующий год готовило лишь 48% сетей. Сейчас такого пессимизма у ритейлеров не выявлено. «Ритейлеры, столкнувшись с гораздо более сложной ситуацией на потребительском рынке, чем ожидалось, подходят к вопросу развития очень осторожно. Но это не удерживает их от развития в 2012 году. Планы по экспансии остаются почти такими же интенсивными, как и в 2011 году», – говорит руководитель международного департамента торговой недвижимости CBRE Питер Голд.

Согласно данным CBRE, 35% респондентов планируют открывать новые магазины в России. Основной причиной такого доверия является сильная экономика и прогноз роста потребительских расходов. Привлекательность страны для международных марок связана также с объемом свободных помещений под магазины. В частности, ритейлеры, работающие в секторе Value & Denim (сети повседневной одежды сегмента масс-маркет), откроют в следующем году в среднем около 36 магазинов каждый – больше, чем любые другие ритейлеры, показало исследование СBRE. В 2011 году они собирались открывать в среднем по 30,3 магазина.

Хорошие перспективы и у люксового ритейла. Продавцы предметов роскоши планируют в среднем открывать по 15 магазинов в 2012 году. «Люксовый ритейл в России действительно чувствует себя весьма комфортно, – уверена главный редактор ИА "РИА Мода" Валентина Кузнецова, – так же как и в других странах Европы. Основная покупательская аудитория сохранена, она даже получила тенденцию к некоторому увеличению в связи с переходом части покупателей из ценового сегмента middle plus, для которых подтверждение своего статуса таким способом становится обязательным. Люксовые бренды вернулись к докризисным планам продвижения, так как потенциал российского рынка не был исчерпан до кризиса и бренды были представлены далеко не во всех крупных городах России. Если же вспомнить, что люксовые магазины чаще открываются в торговых центрах, то продолжившееся строительство торговой недвижимости в Москве и в регионах позволяет операторам приблизиться к своему потенциальному покупателю».

То, что Россия остается достаточно привлекательным рынком для ритейлеров, связано в первую очередь с тем, что европейский потребитель становится все более рациональным. Например, рассказывает президент компании Finn Flare Ксения Рясова, в Европе огромные налоги и коммунальные платежи, поэтому спонтанных покупок там почти не бывает, все распланировано на год вперед. Российский же потребитель более склонен к спонтанным тратам. У нас долгое время не было возможности покупать то, что мы хотим, поэтому сейчас шопинг для нас – это удовольствие, психотерапия и отдых. Кроме того, Россия – это огромная по площади страна, кроме столиц есть еще и привлекательные регионы, где люди зарабатывают на природоресурсах неплохие деньги и готовы тратить их в  немногочисленных магазинах, так что здесь есть куда развиваться.

Впрочем, о трудностях забывать тоже не стоит. У российского ритейла есть свои особенности, о которых следует помнить. Так, напоминает старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Роман Ткачук, некоторые ритейлеры после детального изучения российского рынка отказываются от выхода на него. Достаточно вспомнить отказ от выхода на российский рынок американского Wal-Mart, финского Kesko и французского Carrefour. Российский рынок интересен зарубежным ритейлерам из-за растущего внутреннего спроса – благодаря держащимся на высоком уровне ценам на нефть потребительский спрос в последние годы заметно растет. Рентабельность ритейла в России составляет около 10%, что в два раза выше европейского уровня. Увеличить привлекательность российского рынка для зарубежных ритейлеров могло бы прозрачное регулирование (пока мы далеки от европейских стандартов) и снижение административных издержек.

Ритейл в России будет быстро развиваться, заключает Ксения Рясова, хотя период стагнации, безусловно, наметился. Выйти на российский рынок удастся только крупным международным компаниям с известными брендами, продуманной маркетинговой стратегией и неплохими рекламными бюджетами. Но в любом случае у каждой компании должно быть нечто свое уникальное. И, конечно же, ориентация на постоянного покупателя. Только формируя круг лояльных потребителей и постоянно коммуницируя с ним, у компании есть шансы эффективно расти в будущем.