Шаттл к метро

Коля Дарьин
22 декабря 2011, 14:01

Мне хочется ездить до метро не на разваливающейся "газели", а на приличном шаттле без водителя и кондуктора. Выходить из дома, когда на коммуникаторе увижу, что шаттл находится в 5 минутах от моей остановки, чтобы не стоять и мерзнуть, а быстро пройти в вестибюль транспортной системы и, не заметив, как заплатил, спокойно сесть в тихий электрошаттл, доехать до крупной магистральной линии магнитных поездов.

Фото из личного архива
Дарьин Коля

Думаете, утопия? Для России более чем реальность, просто почему-то никому не хочется превращать мечты в реальность. Так складывается в нашей стране, что все всегда смотрят на Запад, и если в части госуправления и избрания пути развития страны в целом общественное обсуждение вроде бы уже пришло к тому, что нужно искать свой путь, совмещая подходящий опыт не только западных стран, а вообще весь мировой опыт, то в мелочах и частностях мы все же еще ориентируемся влево по карте.

Между тем у нас есть все, чтобы сделать систему общественного транспорта самой передовой, удобной и эффективной в мире. Для этого нужно лишь оценить обстановку и понять, что, как и со всем остальным, ориентация на западный путь – это постоянное преследование лидеров и их ошибок.

Наша транспортная инфраструктура безнадежно устарела, и если в столичных городах все еще более-менее сносно, то провинция безнадежно отстала, передвигаясь на еле ездящих ЛИАЗах и «Икарусах», нещадно чадящих дизельным выхлопом. Да и в столицах общественный транспорт лишь формально современный, все же инфраструктура, начиная от маршрутов, заканчивая станциями метро, требует пересмотра концепции городского общественного транспорта.

Именно такое положение дел ставит нас в выгодное положение по сравнению со всем остальным развитым миром – нам просто нечего терять, все, что есть, ничего не стоит и требует замены, так почему бы не поменять все кардинально? Тем более что это вряд ли потребует больших затрат, чем модернизация до приемлемого во всем мире уровня, а если и окажется дороже, то окупится за счет увеличения мобильности (читать – большей производительности труда), энергоэффективности и экологичности. На мой взгляд, именно такие пути модернизации страны и достойны серьезного обсуждения и претворения в жизнь – ведь перед нами открыты возможности, не использовать которые значит снова все сделать спустя рукава.

Дело все в том, что западные транспортные системы в городах развивались исторически и проблемы решались с помощью имеющихся на тот момент технологий. Соответственно, были затрачены средства на решение проблем, которые необходимо было возвращать, что требует времени, за это время возникали новые проблемы, которые решались с учетом уже внедренных решений, ну и так далее, и все это привело к тому, что сейчас имеет западный мир – комфортные автобусы, естественно, на углеводородном топливе, передвигающиеся по дорогам общего пользования, комфортные вагоны метро, передвигающиеся по пусть и бесшовным, но все еще рельсам, приятные вестибюли станций метро, но все еще станций не единой городской транспортной системы.

Нам же сейчас нет необходимости повторять все эти шаги у себя, мы и без этого можем увидеть проблемы, которые Западу предстоит решить через несколько лет, а мы имеем возможность, в момент, когда кто-то всерьез займется системой общественного транспорта наших городов, получить абсолютно иной уровень сервиса и другой подход к передвижениям по урбанизированному пространству. Все просто, уже сейчас есть все необходимые если и не технологии, то их наброски, совмещение которых позволит совершить маленькую революцию и сделать будущее настоящим.

Бразильский город Куритиба давно сделал единую транспортную систему, где человек платит один раз при входе в павильон остановки автобуса, то есть как на станцию метро, и без риска, что будет сбит лихачом, без необходимости карабкаться по ступенькам в давке. Пассажир доезжает на этом автобусе до станции метро и спокойно отправляется на поезд, без необходимости проходить турникеты, опять же давиться около них. Финляндия, например, давно принимает оплату за проезд через мобильный телефон, вы просто прислоняете мобильник к турникету, и оттуда списывается стоимость проезда. Израиль уже построил 2 километра дорог, которые получают энергию от вибрации проезжающих машин, и еще 2 километра дороги, которая вся целиком – солнечная батарея. В Китае между городами давно проносятся на скорости 400-500 км/ч поезда на магнитной подвеске. И это только то, что вспоминается с ходу, если поискать, то интересных разработок найдется немало. При этом стоит учесть, что технологии не стоят на месте, и если Китаю для строительства магнитной дороги для поездов приходилось использовать громоздкие магниты из дорогих материалов, то при проектировании таких систем сегодня это кажется прошлым веком.

Разумеется, готовых решений сегодня не существует, да, технологии разработаны в некоторой степени точечно, и для создания единого комплекса придется все-таки решить ряд технических задач, но все они решаемы, причем так, чтобы строительство оказалось сопоставимо по стоимости с обычными транспортными системами.

Условно все передвижения в городе можно разделить по типам в зависимости от объема пассажиров и дальности передвижения. Скорее всего, таких типов будет три: районные, межрайонные и магистральные, когда люди ездят через весь город в зоны массовых скоплений (из спальных районов в производственные сектора или в деловые центры). Можно пофантазировать, провести специальную работу и выделить эти типы иначе, но сейчас это не принципиально.

Районные перемещения сейчас выполняются автобусами, троллейбусами и трамваями. Они либо стоят в пробках, либо жутко шумят и мешают остальному транспорту и, что главное, неудобны для пассажиров, в них шумно, плохо пахнет, и они медленно перевозят до нужной точки. Все эти проблемы легко решаются созданием автоматических шаттлов, перемещающихся без водителей, по специальным магнитным полосам, которые могут быть проложены как независимо от основных городских магистралей, так и вместе с ними. Эти магнитные полосы можно легко делать обычными асфальтоукладчиками (разумеется, немного их доработав). Все просто, сегодня существуют магнитные полимеры достаточно мощные, чтобы создать магнитное поле нужной силы и направленности, которое будет двигать шаттл. Это своеобразные горизонтальные лифты, которые могут передвигаться даже внутри двора, так как не занимают много места и абсолютно бесшумны. Если постараться, можно такие полимеры сделать прозрачными, а под них укладывать гибкие солнечные батареи, которые будут питать эту систему.

Думаете, дорого? Сомневаюсь. Сегодня в России делаются передовые разработки практически бесплатно, вот только уходят они в Китай и прочее зарубежье, потому что никому здесь не нужны. За миллиард рублей сегодня у нас можно разработать и сами материалы, и технологии их использования, причем так, чтобы это было еще и экономически эффективно.

Межрайонные перемещения сегодня в крупных российских городах выполняются при помощи метро, что в принципе вполне удобно, за исключением того, что нужно платить за это отдельно, ехать в давке и шумном вагоне. Те же самые магнитные полимеры точно так же применимы и в метро, а составы могут легко формироваться из шаттлов, и переформировываться в зависимости от направления. К примеру, вы можете при входе на станцию на своем мобильном обозначить конечный пункт, в ответ коммуникатор сообщит вам номер вагона, который двигается к нужной вам станции. Состав может постоянно переформировываться, избавляя вас от переходов между станциями.

Перемещения же по пригороду, как и сегодня, можно осуществлять по линиям междугородних поездов, только если сегодня это медленные электрички, полные всякого сброда, то в будущем им стоило бы стать побыстрее и проходить сквозь город, а не до вокзала. Япония, к примеру, давно у себя реализует такой тип дальних городских перевозок, но там будущее наступило уже достаточно давно.

Более того, такая система позволит решить не только проблему пассажирского транспорта на многие годы вперед, попутно мы можем избавиться и от грузовиков в черте города. Все достаточно просто – нужно сделать грузовые шаттлы и проложить линии до пригородных грузовых терминалов. А в городе организовать небольшие терминалы разгрузки, на которых адресаты могут получать свои грузы. Конечно, от этих терминалов нужно будет как-то доставлять грузы до конечной точки, но это малотоннажный транспорт и существенно меньшее его количество.

Отдельно стоит поговорить о вагонах (вернее, о шаттлах). Стоило бы сделать их из более легких и экологичных материалов. На сегодня это тоже не представляет проблемы, таких материалов, начиная от углепластика, заканчивая сплавами с нанотрубками, несчетное количество. Это снизило бы энергозатраты на передвижение, и сэкономленную энергию можно было бы направить на поддержание работы интерактивных окон, персональных систем информации, доступа в интернет, возможно, на создание комфортных условий для каждого пассажира (музыка, температура и т.д.).

Понятно, что все это выглядит достаточно утопично, и кажется, что реализовать сегодня в России это просто нереально. Но ведь у нас огромная территория, которую нужно осваивать, и вложения в такие проекты окупятся для страны, да и частных инвесторов, достаточно быстро. Что самое интересное – чтобы начать это делать, нужна всего лишь воля и немного управленческой смекалки. К примеру, «Роснано» могло бы не тратить силы и средства на точечные проекты и развивать не те технологии, что есть, а запускать проекты системно, формировать госзаказ на разработку в рамках таких вот стратегических направлений.