Шарлотта Рэмплинг: «Страх высвобождает потрясяющую энергию»

Москва, 15.02.2012

Фото: AP

Выдающаяся актриса Шарлотта Рэмплинг («Ночной портье», «Гибель богов», «Под песком», «Меланхолия») приехала на Берлинский фестиваль представить свою новую работу: «Я, Анна». Для Рэмплинг это особый фильм, поскольку режиссером картины стал ее сын, Барнаби Сауткомб. По жанру эта лента – триллер, разыгрывающийся в городских джунглях. Действие происходит в Лондоне, но открыточных видов мы здесь не найдем. Режиссеру удалось отыскать в британской столице такую натуру, которая лучше любых сюжетных подробностей создает на экране напряженную, тревожную атмосферу. Визуальное решение картины, с игрой цвета, света и теней, созвучно сложному внутреннему состоянию героини: ее подозревают в причастности к убийству. Женщина посещала вечера блиц-свиданий, и после одного такого вечера ее знакомый был найден мертвым. Расследование осложняется тем, что комиссар полиции в исполнении Гэбриэла Бирна влюбляется в подозреваемую. Анна, что и говорить, женщина загадочная: в ее прошлом есть некая тайна, которую знатоки детективного жанра, впрочем, могут разгадать еще на середне повествования. В интервью нашему корреспонденту Шарлотта Рэмплинг поведала, каково это – работать под началом родного сына и что значит бороться с собственными страхами.

Поговаривают, вы далеко не сразу согласились сниматься в дебютном фильме сына – вам не нравился сценарий?

Первоначально это была очень тяжелая, брутальная история, лишенная тонких психологических нюансов – они там появились позже. Сперва, да, я не хотела в этом участвовать. Но, когда родился подробный сценарий, который стал мне по-настоящему интересен, я согласилась. Для меня всегда самое трудное – принять решение влиться в проект, совершить эдакий прыжок в бездну. Но уж если я подготовилась и прыгнула, то всецело отдаюсь в ведение режиссера.

Как повлияла на вашу совместную работу семейственность?

Отношения матери и сына никуда не делись, но к ним добавились теперь отношения между актрисой и режиссером. Это совсем другое, но Барнаби, думаю, знаком с таким типом коммуникации. Сын вырос на съемочных площадках. Когда я снималась в «Ночном портье», ему было три месяца, и он все время находился при мне в корзинке у меня в гримерке. И так фильм за фильмом, год за годом. Как говорят в театре или цирке – закулисное дитя. И он знал и видел, что значит для меня и моих коллег кино, творчество, что значит заниматься делом, которое любишь. Когда мы начали обсуждать наш фильм, я могла открыто говорить, что думаю, прямо объявить, что считаю удачной мыслью, а с чем не согласна. Здорово, когда не надо притворяться.


 anna450-300.jpg Кадр из фильма «Я, Анна»
Кадр из фильма «Я, Анна»

Фильм «Я, Анна» тоже в некотором роде о семейных отношениях, только на экране – мать и дочь...

Да, во многом это картина о духовных или родственных связях, о том, как эти связи рвутся и как мы потом вспоминаем о прошлых отношениях или стараемся забыть. Конечно, в такую историю неизбежно привносишь личный опыт, это как пазл или мозаика – общая картина собирается из разных кусочков.    

По жанру фильм – триллер, ваша героиня охвачена противоречивыми чувствами, возможно, она не в себе – как вы определяли для себя ее внутреннее состояние?

Прежде всего, обыгрывала чувство страха. Я всю жизнь борюсь со страхами, вернее, не борюсь, а стараюсь использовать ту потрясающую энергию, которую высвобождает страх. Люди на многое способны в экстремальных ситуациях. Бывает, хочется сдаться – но тут же напоминаешь себе, что если перешагнешь через страх, то овладеешь миром. А что касается грани безумия – я не понаслышке знаю такие состояния и места, где держат людей, которые «не в себе». И должна сказать, что это, прежде всего, очень одинокие люди. И наш фильм еще и о преодолении внутренней пустоты, тотального одиночества.

Ваша героиня, Анна, пытается покончить с одиночеством, участвуя в вечерах блиц-свиданий. Думаете, это эффективный способ?

Почему нет? Каждая новая встреча предоставляет шанс. Не пытаясь наладить коммуникацию с людьми, так и будешь чувствовать себя потерянным и ненужным в этой жизни. Это как с новой ролью – надо просто собраться и прыгнуть в неизвестность.

Как вам кажется, сегодняшнее кинопроизводство предоставляет актеру такие же экстремальные возможности, бросает вызов, как в 1970-е?

Нет, абсолютно. Почти все постановщики теперь укладываются в некие рамки, в формат. Боятся смелых экспериментов, что меня никак не вдохновляет. Приходится читать столько скучных сценариев...

А есть режиссеры, у кого вы согласились сниматься, даже не читая сценария?

Ларс фон Триер – определенно, исключение из правил. И еще Франсуа Озон: мы давно и хорошо друг друга знаем.

Сын, Барнаби, чем-то удивил вас в режиссерском амплуа? Вы его прекрасно знаете, но что-то явилось для вас сюрпризом в ходе работы над фильмом?

Пожалуй, да. Я поразилась его умению по-режиссерски контролировать весь процесс. Для того чтобы держать в голове всю картину, все элементы, добиваться отдачи от всех людей, участвующих в съемках, – а это люди непростые, творческие, – для всего этого личность должна обладать особенными свойствами. Режиссировать – значит не только командовать: иди туда-то, сделай то-то. И мне импонирует, как Барнаби работает с людьми. Отлаженный съемочный процесс напоминает крепкую семью во главе с отцом, который для всех авторитет и все организовывает так, что его дети, в данном случае члены группы, каждую минуту работают на общее дело. Сплоченная киногруппа – это такое добровольное рабство. Режиссер использует своих людей, манипулирует ими, а они только рады. И я увидела в нем такую личность – способную объединять.


 1anna450-300.jpg Кадр из фильма «Я, Анна»
Кадр из фильма «Я, Анна»

Но это не авторитарная личность?

Нет, напротив. Это мягкое, вежливое руководство: хочешь сделать по-своему? Пожалуйста! А теперь, еще разок, давай по-другому, как я говорю! Режиссер, словом, должен обладать харизмой. Но уважать любого, с кем общается.

Ваш персонаж в фильме потрясающе выглядит – наверное, в этом тоже заслуга режиссера, как выигрышно актрису снять?

Думаю, что Анна привлекательна прежде всего глубиной характера. Мы чувствуем в ней скрытую темную сторону, внутреннюю боль. Она не притворится, что с ней все в порядке: видно же, что нет. Но по одежде она, конечно, типичная femme fatal: мы с дизайнером специально прорабатывали все детали гардероба. Мне нравятся облегающие платья, подчеркивающие фигуру героини, ее плащ, ее туфли на высоченных каблуках – ходить, правда, было неудобно, но отчего ж не показать красивые ноги...

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама