Долгожданный консенсус

Али Алиев
4 мая 2012, 09:15
Иллюстрация: Эксперт Online
В «АвтоВАЗ» надеются вдохнуть новую жизнь «Ростехнологии» и СП Renault-Nissan

Альянс Renault-Nissan и госкорпорация «Ростехнологии» договорились создать совместное предприятие (СП) для покупки мажоритарной доли в «АвтоВАЗе». Переход контроля над крупнейшим российским автопроизводителем в руки западного консорциума может дать качественно новый импульс его развитию.

«Образовывая совместное предприятие, Renault-Nissan инвестирует около 750 млн долларов, "Ростехнологии" в свою очередь проводят реструктуризацию долга на выгодных условиях. Renault-Nissan получит контрольный пакет акций совместного предприятия, которое будет контролировать "АвтоВАЗ"; закрытие сделки ожидается в 2014 году», — говорится в сообщении инвесткомпании «Тройка Диалог», одного из акционеров крупнейшего российского автопроизводителя

Стороны договорились создать СП, которому будет принадлежать 74,5% акций автозавода. Renault-Nissan вложит в СП около 750 млн долларов (300 млн Renault и 450 млн Nissan) и получит в нем середине 2014 года 67,13% акций. Сейчас «Ростехнологии» владеют 30% акций «АвтоВАЗа», «Тройка Диалог» — около 20%, Renault — 25%. Пакеты акций Renault и «Ростехнологий» будут внесены в уставный капитал СП, пакет «Тройки Диалог» стороны выкупят.

На погашение части кредита, выданного «Ростехнологиями», будут направлены около 7 млрд рублей, которые будут получены в результате предстоящей продажи непрофильных активов завода. Срок погашения оставшейся части долга по беспроцентному кредиту в размере 46 млрд рублей продлен на значительный срок.

Разговоры о создании СП велись давно и вот, наконец, стороны пришли к консенсусу, напоминает аналитик ИК «ТРЕЙД-ПОРТАЛ» Алексей Рыбаков. «Исходя из суммы сделки, "АвтоВАЗ" оценен примерно в 3 млрд долларов, хотя сейчас по рыночным котировкам он стоит всего 1,27 млрд долларов, — говорит он. — Эта новость позитивна лишь для компании "Тройка Диалог", т.к. они аккумулировали данную акцию давно и гораздо дешевле».

По мнению аналитика «Инвесткафе» Кирилла Маркина, создание совместного предприятия Renault-Nissan и «Ростехнологий» предвещает переход к финальной стадии сделки по приобретению альянсом контрольной доли в крупнейшем отечественном автомобилестроительном концерне. «Помимо очевидных целей создания, данное предприятие сфокусируется на оптимизации бизнес-процессов "АвтоВАЗа" и на его реструктуризации. Все это делается для финансового оздоровления завода и направлено на достижение полезной синергии в обозримом будущем, — полагает он. — Альянс Renault-Nissan достаточно долго идет к тому, чтобы заполучить контрольный пакет акций  "АвтоВАЗа" и приложил к этому немало усилий. Благодаря тесному сотрудничеству с Renault "АвтоВАЗ"  добился значительного укрепления своих позиций как на российском рынке, так и за его пределами. Кроме того, оптимизация структуры концерна и его операционной деятельности также стала приносить свои позитивные плоды».

Разумеется, что продукция российского автозавода будет отличаться от ныне существующей, считает начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «Тут возможны варианты: либо выпускать аналоги западных, адаптированных под российский рынок и сменивших название, на примере того же Логана, либо дополнительно будут разрабатываться новые модели, — рассуждает он. — В любом случае прогресса ожидать стоит. К тому же альянс планирует организовать дополнительно производство двигателей. Вряд ли западные концерны будут вкладывать немалые деньги без получения соответствующей нормы прибыли. Альянс уже активно включен в деятельность "АвтоВАЗа" и имеет достаточно информации для планирования будущей деятельности, без которой подобные сделки не осуществляются».

По словам аналитика, социальная сторона грядущей деятельности в рамках ответственности завода как градообразующего для концерна Renault-Nissan, скорее всего, не будет считаться очевидным минусом. «Отношения с профсоюзами налажены и отрегулированы, поэтому опыт взаимодействия есть, — говорит он. — К тому же российские работники по сравнению с теми же европейцами не так избалованы очевидными преимуществами работы профсоюзов, так же как и в плане общесоциального положения».

Эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев полагает маловероятным, что новый собственник будет проводить кардинальные реформы в плане продукции «АвтоВАЗа». «Сейчас компания занимает свою нишу — выпуск бюджетных моделей для массового потребителя. Однако постепенно "АвтоВАЗ" уступает свои позиции на этом рынке иностранным производителям. Поэтому основной задачей Renault-Nissan станет не завоевание новых горизонтов, а отстаивание и укрепление имеющихся позиций, — уверен он. — Если альянс внесет свои технологии, повысит качество сборки и комфортность российских моделей «АвтоВАЗа», что Renault-Nissan вполне по силам, это значительно усилит конкурентные преимущества продукции компании на российском рынке».

Проблемы у Renault-Nissan могут возникнуть со стороны партнера — госкорпорации «Ростехнологии», считает аналитик. «Судя по всему, компания остается среди акционеров "АвтоВАЗа", прежде всего, в качестве гаранта по социальным обязательствам и гарантии социальной стабильности в регионе, — отмечает он. —  "АвтоВАЗ" является градообразующим предприятием, от стабильности работы компании зависит стабильность в регионе. При этом эффективность работы "АвтоВАЗа" вызывает большие вопросы. Новый собственник предприятия, естественно, будет стремиться к оптимизации производственного процесса. Однако принятие вопросов относительно сокращения персонала, оптимизации расходов, реструктуризации вряд ли будут возможны без одобрения "Ростехнологий". И это может стать сдерживающим фактором для развития "АвтоВАЗа"».

В свою очередь, аналитик Allianz РОСНО Управление Активами Ариэл Черный полагает, что переход контроля к Renault-Nissan может помочь улучшить качество продаваемых под брендом LADA автомобилей. «Хотя бы за счет оптимизации производственных процессов и обеспечения контроля качества — именно технологические нарушения в процессе производства являются основной причиной плохой репутации продукции "АвтоВАЗа", — говорит он. — Риски же для Renault-Nissan связаны даже не столько со спецификой партнера-госкорпорации, сколько со спецификой актива. В градообразующем предприятии менеджерам Renault-Nissan придется управлять раздутыми социальными обязательствами, строить взаимоотношения с профсоюзами и т.д.».

«Речь идет, скорее, не о технологическом прорыве, а об организации производства недорогих и качественных автомобилей, которые смогут эффективно конкурировать с аналогичными моделями других автомобильных гигантов, — комментирует создание СП эксперт "БКС Экспресс" Богдан Зыков. — Технологии концерна Renault-Nissan, который имеет огромный опыт в этом направлении, безусловно, очень сильно помогут российском автопроизводителю. Renault-Nissan может столкнуться с тем, что на данный момент производство крайне неэффективно по западным меркам, и для его переоборудования потребуются огромные инвестиции».

Собственно, технологический прорыв уже происходит, уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «"АвтоВАЗ" обновил почти весь свой модельный ряд с момента кризиса, практически уже перешел на модель работы классического автопроизводителя, подразумевающую отсутствие собственного производства и сборку автомобиля из запчастей и комплектующих сторонних компаний, — говорит он. — Кроме того, завод практически полностью избавился от непрофильных активов, объектов социальной сферы. То есть это уже не тот "АвтоВАЗ", который мы знали еще 10 лет назад. И хотя заводу еще предстоит долгий путь к полному "перерождению", он уже начал движение по нему».

Аналитик не видит явных минусов в сотрудничестве западного альянса именно с госкомпанией. «Завод уже избавился от многих социальных объектов, передав их городу и области, поэтому в этой части никаких проблем возникнуть не должно для альянса, — напоминает он. — А что касается профсоюзов, то альянс знает как с ними работать, имеет необходимый опыт общения и разрешения трудовых конфликтов, но главное — готов учитывать российские реалии, так как пришел в нашу страну надолго, а значит, и взаимоотношения с ВАЗовским профсоюзом сумеет наладить».