Пошли на углубление

Вадим Пономарев
15 июня 2012, 16:05

Федеральное агентство морского и речного транспорта в лице государственного предприятия «Росморпорт» объявило конкурс на проведение подготовительных работ по началу строительства морского порта в поселке Сабетта на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

Фото: picvario.com
Россия начала строить новый арктический порт на полуострове Ямал

За сумму до 7,24 млрд рублей, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, подрядчик должен до осени 2013 года (итоги конкурса будут подведены в конце августа этого года) построить четыре объекта будущего нового российского арктического морского порта: подходный четырехкилометровый канал (включая операционную акваторию, разворотный круг и котлован для выгрузки крупногабаритных модулей с их навигационным оборудованием), акватории вспомогательных причалов, береговые средства навигационного оборудования и контрольно-корректирующую станцию (станция дифференциальных поправок GPS + ГЛОНАСС). Кроме того, по информации РИА «Новости», подрядчику предстоит провести водолазное обследование и очистку района дноуглубления от посторонних предметов, рассчитать размер ущерба за негативное воздействие на окружающую среду и ущерба водным биоресурсам, а также разработать и согласовать программу производственного экологического контроля.

Факт объявления конкурса на подготовку акватории нового арктического морского порта  означает, что, несмотря на некоторую нервозность в отношении долгосрочных перспектив цен на газ на мировом рынке, российское правительство по-прежнему твердо уверено в эффективности вложений в развитие газодобычи на полуострове Ямал. Точнее, именно эта «ценовая неопределенность» в отношении трубопроводного газа, возможно, и подталкивает российские власти к тому, чтобы побыстрее начать строить порт Сабетта, основное назначение которого – перевалка сжиженного природного газа (СПГ), который в количестве 15-16 млн тонн в год будет вырабатываться на заводе СПГ в арктическом поселке Сабетта. Первая очередь самого завода, который будет сжижать газ, добываемый компанией НОВАТЭК на Южно-Тамбейском месторождении, должна заработать в 2016 году. Но для того, чтобы начать его строить (так же как и обустраивать само месторождение), сначала нужно завезти в Сабетту оборудование и материалы. С учетом политического веса НОВАТЭКа часть его, очевидно, будет доставлена по железной дороге Обская–Бованенково, которую «Газпром» специально построил на полуострове Ямал для освоения Бованенковского газоконденсатного месторождения (оно запускается в эксплуатацию в конце этого месяца). Но между Бованенково и Сабеттой железной дороги нет. Поэтому, очевидно, мелкогабаритный груз с Бованенково в Сабетту будет доставляться «зимником», а крупногабаритный, начиная с лета 2014 года, – морем.

При этом, правда, представители «Росморпорта» не смогли ответить «Эксперту Online», когда начнется строительство самой портовой инфраструктуры Сабетты – причальных стенок, подъездных путей, терминалов и т.д., в общем, всего того, что делает порт портом, способным принимать, грузить (разгружать) и отправлять суда. Точно так же не была названа и сумма, которую государство в целом готово потратить на строительство Сабетты. Сейчас, напомню, речь идет о том, чтобы за 7 с небольшим миллиардов рублей из федеральной казны сделать так, чтобы к началу навигации 2014 года к берегу поселка Сабетта в принципе могли подходить суда типа танкеров-газовозов Suezmax усиленного ледового класса 1А с максимальной осадкой 17 метров.

Подобная неопределенность, видимо, связана с тем, что пока непонятно, кто еще, кроме НОВАТЭКа, будет использовать порт Сабетта. Идей-то много. Власти ЯНАО, например, сейчас ищут инвестора на очень интересный проект, связанный со строительством на Ямале крупного завода по производству минеральных удобрений. Практически вся продукция этого завода будет предназначена для экспорта в страны азиатско-тихоокеанского региона, то есть туда же, куда будет поставляться и СПГ НОВАТЭКа. И если этот проект осуществится, то доставлять минудобрения покупателям будут, естественно, морем через Сабетту. Есть идеи о том, что Сабетту нужно сделать одним из опорных портов на Северном морском пути. Тогда там нужно «садить» одну из аварийно-спасательных баз и организовывать систему по полноценному обслуживанию всех судов, идущих по Севморпути, – от яхт экстремалов-путешественников до сухогрузов и морских круизных лайнеров. Понятно, что в Сабетте, хочет того НОВАТЭК или нет, придется создавать инфраструктуру для морских пограничников, которые сейчас обзаводятся такими кораблями, которые и не в каждый порт-то войдут.

Очевидно, по мере того как у российских властей будет нарастать понимание того, что же они конкретно хотят от Арктики, будет конкретизироваться и структура порта Сабетта, и объем денег, которые будут выделяться из федерального бюджета на его создание. Пока есть одна цифра, которую президент Владимир Путин, будучи еще премьер-министром, озвучил летом прошлого года – совокупные затраты на строительство завода СПГ на Ямале и порта Сабетта составят около 1 трлн рублей. «Может быть, немного больше», – задумчиво тогда сказал премьер. НОВАТЭК свои затраты на строительство СПГ-завода оценивает в 15-20 млрд долларов. Если ориентироваться на эти цифры, то общая стоимость строительства порта Сабетта может превысить 500 млрд рублей. Плюс стоимость железной дороги от Бованенково до Сабетты. Очень бы хотелось надеяться, что Сабетта стоит этих денег…