«Ренова» наступает на Ростов

Москва, 02.07.2012
Правительство России передало в собственность Ростовской области госпакет акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», которые в дальнейшем будут внесены в капитал ОАО «Ростоваэроинвест» — совместного предприятия донского правительства и группы «Ренова» Виктора Векскельберга. Развивающая сеть региональных аэропортов «Ренова» намерена выступить основным инвестором строительства под Ростовом нового аэропорта «Южный». Но в борьбе за контроль над существующим аэропортом ей предстоит столкнуться с серьезным сопротивлением его основного акционера — ростовского бизнесмена Ивана Саввиди.

Фото: ИТАР-ТАСС

Официальная формулировка указа президента Владимира Путина о передаче 38% акций от Росимущества правительству Ростовской области — привлечение инвестиций в нынешний ростовский аэропорт и в строительство нового на условиях государственно-частного партнерства. Объем необходимых вложений в реконструкцию объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта оценивается не менее чем в 800 млн рублей, в строительство нового аэропортового комплекса «Южный» (за исключением аэродрома и объектов единой системы организации воздушного движения) — не менее чем в 15 млрд рублей. Однако после сдачи в эксплуатацию неподалеку от федеральной трассы М4 нового аэропорта «Южный» с заявленным пассажиропотоком до 8 млн человек в год необходимость дальнейшего существования нынешнего аэропорта оказывается под большим вопросом. Ростовский аэропорт расположен в черте города, в связи с чем имеет ограничения по типам принимаемых воздушных судов. Кроме того, у аэропорта нет возможностей для территориального расширения — со всех сторон он ограничен жилыми кварталами, над которыми сейчас производятся взлет и посадка самолетов.

Логичным сценарием после строительства к Чемпионату мира по футболу 2018 года нового аэропорта выглядит передача 400 га земли, на которых находится старый, под комплексное освоение. Тем более что Ростов-на-Дону испытывает значительные проблемы со свободными землями под жилищную застройку. Основным инвестором при таком развитии событий также могла бы стать «Ренова», имеющая ряд крупных жилищных проектов в регионах, например, в Екатеринбурге (где ей также принадлежит крупнейший актив в аэропортовом холдинге — «Кольцово»). Именно этот момент, по утверждению неофициальных источников, еще в начале прошлого года, и был одним из главных условий вхождения группы Вексельберга в проект строительства «Южного хаба».

При подписании инвестиционного меморандума между администрацией Ростовской области и «Реновой» донские власти обещали содействовать выкупу той доли ростовского аэропорта, которая сейчас принадлежит ООО «Праймери-Дон» (52,46% уставного капитала и 33,52% обыкновенных акций). Основным владельцем этой компании является ОАО «Донской табак», контролируемое известным донским предпринимателем и бывшим депутатом Госдумы Иваном Саввиди. Соответствующие доли государства в лице Росимущества составляют 38% в уставном капитале и 50,67% обыкновенных акций. В августе прошлого года ФАС дала разрешение близкой к структурам Саввиди ростовской компании «Сигма-Финанс» приобрести 100% акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», но консолидации всего пакета не произошло. К тому же Ивану Саввиди не удалось третий раз пройти в депутаты Госдумы — в праймериз Общероссийского народного фронта по Ростовской области он занял только 18-е место и остался за бортом списка кандидатов.

В мае этого года дочерняя компания министерства транспорта Ростовской области «Ростовавтодортранс» и ОАО «Кольцово-Инвест», входящее в состав «Реновы», создали совместное ОАО «Ростоваэроинвест» с долями в уставном капитале 25 и 75% соответственно. В капитал этой компании и должен быть внесен госпакет акций аэропорта, переданный от Росимущества правительству Ростовской области. В материальном выражении это означает, что «Ростоваэроинвест» получит в управление взлетно-посадочную полосу, перрон, рулежные дорожки и стоянки самолетов, а у структур Саввиди остается аэровокзал. «Я думаю, что подписание подобного меморандума является подтверждением тезиса о том, что у нас в стране пока еще не научились уважать собственность и собственников, — прокомментировал Иван Саввиди в интервью "Эксперту ЮГ" прошлогоднее соглашение "Реновы" и властей региона. — Это пример попытки привлечения власти как тяжелой артиллерии в деле между двумя хозяйствующими субъектами. Как можно подписывать меморандум, не зная мнения собственников? Мы что, проводим национализацию, экспроприацию?».

По мнению бизнесмена, сам проект «Южного хаба» является авантюрой с сомнительным экономическим обоснованием. «Для такого проекта нужны вложения со сроком окупаемости до 30 лет. Бизнес готов вложить такие деньги? Нет в природе такого бизнеса. Почему тогда бизнес на это идет? Значит, причиной стремление все-таки капитализировать эти 400 гектаров», — заявил Иван Саввиди.

Вместе с тем следует констатировать, что за последние годы ростовский аэропорт не смог догнать своего ближайшего соседа и конкурента — аэропорт Краснодара, входящий в структуру группы «Базэл Аэро» Олега Дерипаски. Еще в 2010 году краснодарский аэропорт «Пашковский» смог первым на юге России преодолеть отметку в 2 млн обслуженных пассажиров в год, а в прошлом году эту планку перешагнул и еще один аэропорт «Базэла» — в Сочи. В ростовском аэропорту выйти на показатель 2 млн пассажиров, скорее всего, получится только в этом году. Причиной тому не только упомянутые естественные ограничения в развитии, но и технологии обслуживания пассажиров и авиакомпаний. Последние не раз выражали недовольство качеством сервиса в Ростове. «Международная часть аэропорта явно не в состоянии выдерживать пиковые нагрузки, — констатировал в прошлогоднем интервью "Эксперту ЮГ" генеральный директор авиакомпании "Донавиа" Виталий Головин. — Если сложить все в совокупности, то понятно, что общая картина в Ростове не очень хорошая, в том числе на фоне Краснодара».

Появление в ростовском аэропорту второго крупнейшего частного акционера станет новым эпизодом в консолидации региональных аэропортовых активов в руках крупного российского бизнеса. «Ренова», в конце июня объявившая о создании собственного аэропортового холдинга «Аэропорты регионов», в данный момент контролирует аэропорты «Кольцово» (Екатеринбург), «Курумоч» (Самара) и «Нижний Новгород». В планах группы Виктора Вексельберга — приобретение еще нескольких активов в регионах и доведение своей доли на рынке услуг региональных аэропортов до 35-40%.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вирус дал осложнения
      Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Автопром: синергетический эффект
      Призрак консолидации мирового автопрома появился и в России
    Реклама