Соглашение устанавливает для Белоруссии на 2012 год цену на газ, поставляемый для удовлетворения ее внутренних потребностей, и определяет формулу такой цены на 2013-й и последующие годы в привязке к цене газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа РФ. Документ также определяет порядок расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газопроводам «Белтрансгаза» как для внутреннего потребления, так и за пределы республики.
Соглашение об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности «Белтрансгаза» предусматривает заключение договора между «Газпромом» и Государственным комитетом по имуществу Белоруссии о приобретении российским концерном второго 50% пакета акций «Белтрансгаза» за 2,5 млрд долларов.
Напомним, что в конце 2011 года «Газпром» выкупил остававшуюся в собственности Белоруссии половину акций республиканской ГТС с условием предоставления республики скидки на газ. В обмен на полный контроль над «Белтрансгазом» российский концерн согласился с тем, что в среднем в 2012 году цена составит 165,6 доллара за 1 тыс. кубометров против 244 долларов в минувшем году. В 2012 году Белоруссия закупит у «Газпрома» 22,5 млрд кубометров газа, в 2013 и 2014 годах — по 23 млрд кубометров, при этом контракт предусматривает возможность корректировки этих объемов. В 2011 годах поставки российского газа в Белоруссию составили 20,6 млрд кубометров.
Нынешнее соглашение предусматривает модернизацию, реконструкцию и развитие газотранспортной системы, осуществление «Белтрансгазом» функции исключительного импортера российского газа, поставляемого в союзное государство, транспортировку газа через территорию республики за ее пределы и осуществление функции оператора участка газопровода Ямал-Европа на территории Белоруссии.
После покупки «Белтрансгаза» Россия снизила свою зависимость от Украины в плане поставок газа, отмечает ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. «Именно газовые войны с Украиной приносили больше всего негативных последствий. После приобретения "Газпромом" "Белтрансгаза" российская компании уже серьезно увеличила экспорт газа по белорусским трубам, зависимость от Украины в транзитном вопросе снизилась, — говорит он. — Однако главное для России — судьба "Южного потока". Если Россия запустит "Южный поток", то зависимость от Украины в вопросе экспорта газа будет преодолена и "газовые" войны с соседями уйдут в прошлое».
При этом, по мнению аналитика, цены на газ и предоставленные скидки — это не самое главное. «Для России принципиально важно получить независимость от Украины и Белоруссии в плане транзита, поэтому ценой решено было пожертвовать», — уверен он.
В общем-то, и до этого Россия гарантированно поставляла газ своим европейским партнерам, по крайней мере, в части касающейся транспортировки газа до наших границ, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Европейские потребители всегда знали и понимали, что Россия аккуратно, в срок и полностью выполняет свои обязательства, а возможные проблемы с поставками газа практически всегда связаны со странами-транзитерами. Теперь, после приобретения белорусской ГТС возросла не надежность поставок российского газа в Европу, а снята одна из возможных проблем с транзитом российского газа, — отмечает он. Хотя полностью исключать каких-то кунштюков со стороны белорусских властей нельзя, и они могут как-то помешать работе белорусской ГТС, теперь уже принадлежащей россиянам».
Что же касается цены, то, по мнению аналитика, вряд ли ее можно считать слишком большой. «В нее заложена не только стоимость имущества ГТС, ее финансовые и производственные показатели. Есть в ней и политическая составляющая, на которую российская сторона вынуждена была пойти, чтобы приобрести "Белтрансгаз". А заключается она в том, что российская сторона согласилась заплатить именно ТАКУЮ цену, в противном случае, сделка бы вряд ли состоялась», — полагает он.
Приобретение «Газпромом» белорусской ГТС выглядит как демонстративное игнорирование требований Третьего энергопакета Европейской Энергохартии российским концерном. «Третий энергопакет действует на территории ЕС, куда Белоруссия, как известно не входит, — возражает Дмитрий Баранов. — К тому же в Европе не прекращаются разговоры о том, что он наносит вреда европейцам больше, чем российской стороне, и его надо отменить. И, наконец, в отношении этого приобретения европейцы возражать не должны, ведь газ-то идет к ним через Белоруссию».
Аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов согласен с тем, что контроль над «Белтрансгазом» снижает риски «Газпрома». «Однако следует учесть, что Белоруссия уже привыкла получать дотации от России в том числе и за счет дешевого газа. И от такой привычки избавляться добровольно, разумеется, не хочет. В частности, сейчас Белоруссия требует после выкупа "Белтрансгаза" поставлять газ по сниженным внутрироссийским ценам. На мой взгляд, такие сомнительные предложения снижают целесообразность приобретения "Белтрансгаза", — полагает он. — При существующем уровне поставок газа в Европу "Белтрансгаз" выглядит дорогим, а с учетом политических рисков — слишком дорогим. Однако "Газпром" ожидает увеличения спроса на российский газ и тогда белорусская ГТС ему очень пригодится. На мой взгляд, это вполне оправдано. В перспективе, по мере истощения нефтяных месторождений, спрос на газ будет только расти. На мой взгляд, "Газпрому" не следует идти на поводу у Евросоюза. Он успешно функционирует как в области добычи газа, так и в его транспортировки».
Покупка «Белтрансгаза» носит скорее вынужденный характер, чтобы обезопасить репутацию «Газпрома» в случае нестабильности в отношениях с Белоруссией, считает управляющий активами AForex Сергей Ковжаров. «Деньги, которые платит российская компания, пригодятся Александру Лукашенко, чтобы залатать бюджет в условиях дефицита и отсутствия спроса на белорусские товары в твердой валюте. Можно считать, что в цене покупки есть надбавка в 20% за политическую составляющую, и прямой необходимости в покупке "Белтрансгаза" нет. Однако в случае эскалации отношений с Лукашенко, что мы уже видели, мощности одного только Nord Stream не будет достаточно для того, чтобы компенсировать поставки в Польшу и, что не менее важно, в Калининград, — говорит он. — Плюсом для "Газпрома" будет контроль над тарифами по прокачке газа, которые белорусской стороне теперь будет сложнее устанавливать в одностороннем порядке».
Аналитики «Инвесткафе» Юлия Войтович и Григорий Бирг тоже согласны с тем, что приобретение «Белтрансгаза» повысило энергетическую безопасность европейских потребителей за счет увеличения надежности транзитных поставок сырья. «Однако снижение рисков срыва поставок газа европейским потребителям нивелируется финансовыми потерями "Газпрома", — полагают они. — Сейчас, в условиях снижения потребления газа в Европе, в виду экономического кризиса, данные соглашения скорее негативно отразятся на "Газпроме". Скидки на газ для Белоруссии вкупе с реструктуризацией долга, который образовался в 2011 году, обернутся в итоге финансовыми потерями для российского концерна».
Что касается Третьего пакета, то аналитик напоминают, что российские власти уже неоднократно высказывали свое нежелание участвовать в Европейской Энергохартии. «Думаем, что и в дальнейшем Россия не намерена идти на уступки ЕС в этом вопросе. В общем, разделение "Газпрома" (в соответствии с Энергохартией) на три части возможно только при условии, что внутренний рынок газа будет полностью либерализован», — полагают они.