Пассажирская перестраховка

Москва, 27.08.2012
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика вступает в силу с 1 января 2013 года. Его действие распространяется на все виды пассажирских перевозок, кроме легкового такси. Особый статус у метрополитена, который не обязан страховать свою ответственность, но в случае нанесения вреда пассажиру обязан выплатить ему компенсацию в тех же размерах, что и при страховании ответственности других перевозчиков. По закону страхования, выплата за причинение вреда жизни пассажира составляет 2,025 млн рублей, здоровью пассажира — 2 млн рублей, имуществу пассажира - 23 тыс. рублей.

Фото: ИТАР-ТАСС

Минфин предлагает два уровня тарифов — без учета возможного изменения объема ответственности страховщика или с учетом изменения объема ответственности. Самые высокие тарифы установлены для морского транспорта, где страховая премия на одного пассажира определена в размере 22,48-45,25 рубля. Для  воздушного транспорта она предлагает в размере 9,87-19,87 рубля, междугородних и международных автобусных перевозок 9,14-18,40 рубля, для внутреннего водного транспорта 8,66-17,42 рубля, для по пригородных автобусных перевозок — 1,34-2,70 рубля, для перевозок поездами дальнего следования — 1,05-2,11 рубля. Страховая премия при перевозках городским автобусом — 0,43-0,87 рубля, троллейбусом — 0,33-0,67 рубля, трамваем — 0,15-0,31 рубля, пригородными поездами и внеуличным транспортом — 0,07-0,15 рубля.

По расчетам Минфина, больше всего пассажиров будет застраховано в рамках автобусных городских перевозок — 11,5 млрд человек. Второй по количеству пассажиров — троллейбус, где среднегодовое количество застрахованных около 3 млрд человек. За ними следуют трамвай — 2,7 млрд человек, пригородные автобусы — 2,65 млрд, электрички — чуть более 1 млрд, междугородние и международные автобусы — 0,267 млрд, поезда дальнего следования — 0,128 млрд, воздушный транспорт — почти 50 млн, внутренний водный транспорт — 18,43 млн и морской транспорт — 1,4 млн пассажиров.

При этом на одного страховщика, по расчетам Минфина, придется 191,95 млн пассажиров городских автобусов, 177,227 млн пассажиров электричек, 49,774 и 44,969 млн пассажиров троллейбусов и трамваев соответственно.

По прогнозам Минфина, работать на этом рынке обязательного страхования будет примерно 60 страховых компаний. Самыми небольшими с точки зрения количества участников страхового рынка можно считать рынки страхования в области железнодорожных и морских перевозок — предполагается, что договора обязательного страхования этой группы перевозок будут заключать 10% участников рынка — шесть компаний.

Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк полагает, что, скорее всего, частные компании переложат издержки на пассажиров, просто включив страховку в стоимость билета. «Что касается государственных компаний, которые обеспечивают практически весь городской и железнодорожный транспорт, то там тарифы жестко регламентируются и согласовываются с правительством региона, поэтому повысить тарифы будет труднее, — говорит он. — На определенные виды транспортных услуг, скорее всего, тарифы поднимутся, например, междугородние автобусные перевозки, морские перевозки и другие виды, где компании управляются частными лицами».

По мнению аналитика, установленные размеры страховых выплат вполне адекватны для обязательного страхования. «На Западе компании сами страхуют гражданскую ответственность, опасаясь высоких компенсаций за причинение вреда жизни/здоровью. Для нашей страны объем страховых выплат соизмерим со средним размером компенсации, на которую претендуют потерпевшие, — отмечает он. — Игроки же страхового рынка вряд ли воспримут новшество с энтузиазмом, так как обязательные страхования зачастую являются нерентабельными для страховщиков и выступают лишь дополнительной нагрузкой. Если страховщики не развивали это направление самостоятельно, значит, они не видели в нем большого потенциала. А обязательность страхования ведет за собой жесткий контроль за тарифной политикой компаний, что будет в некоторой степени сковывать игроков на этом рынке».

Директор по управлению активами ИК «Трейд-Портал» Николай Солабуто согласен с тем, что перевозчики переложат затраты на обязательную страховку на пассажиров, но со временем. «Повышение тарифов в первую очередь ощутят авиапассажиры и пассажиры водного транспорта. В последнею очередь - пассажиры городского транспорта, - полагает он. - Рост стоит ожидать, но мы его не заметим, так как он составляет копейки к стоимости билета. Ну судите сами - 33 копейки к билету в 28 рублей, или 23 рубля к билету стоимостью 8 000 рублей. Установленные размеры страховых выплат ниже международных и пока Россия идет с дисконтом ко всему миру. Тут нужно говорить не о премии страховщикам, а о суммах возмещения при аварии на транспорте. Такая сумма должна колебаться возле 1 млн долларов США, а у нас пока чуть больше 60 тыс. долларов».

Вполне естественно, что обязательная страховая ляжет на плечи пассажиров, считает директор филиала «2К Аудит — деловые консультации /Морисон Интернешнл» в Санкт-Петербурге Олег Семенов. «Вряд ли перевозчики готовы снижать рентабельность своего бизнеса. Однако резкого роста тарифов ожидать не стоит, — говорит он. — На железнодорожном транспорте уже давно предлагается добровольная страховка. В авиаперевозках обязательная страховка уже присутствует. Международный транспорт также, как правило, уже включает в билеты стоимость страховки. То есть в том или ином виде страховка на транспорте уже присутствует, поэтому кардинальных изменений в сфере пассажироперевозок не будет, в том числе и в ценовом плане».

Сумма страховых выплат в 2 млн рублей, по мнению аналитика, в принципе адекватна. «Примерно столько сегодня государство выплачивает пострадавшим в результате стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Сумма вполне адекватна и по европейским меркам — семьям погибших членов экипажа Costa Concordia выплачивали по 50 тыс. евро — примерно 2 млн рублей. — напоминает он. — Определить же перспективы относительно нового страхового рынка пока сложно. Сами страховщики пока осторожно оценивают новый законопроект и сомневаются в рентабельности этого вида страхования. Однако, учитывая общий объем пассажирских перевозок, рынок будет весьма объемным. Рентабельность этого вида страхования будет понятна после года-двух работы, однако к этому сроку рынок уже будет поделен и войти на него будет весьма сложно. Поэтому страховщики будут стараться получить свою долю уже в следующем году».

В настоящее время по действующему нормативу страховой сбор включен в стоимость билета, соответственно при отмене старых нормативов он должен быть исключении из стоимости, говорит начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «После очередного Нового года наверняка опубликуют новые расценки, которые не корректировались в этом году. Насколько они поднимутся сложно сказать, но дополнительные меры по страхованию, вероятно, там могут быть учтены, — полагает он. — Вряд ли повышение будет слишком ощутимым. Ведь проезд на общественном транспорте на разных видах транспорта сейчас коррелирует между собой. А тарифы будут разными. Поэтому как объяснить разную стоимость билета на троллейбус и автобус»?

В любом случае, считает аналитик, российские страховые выплаты несопоставимы с зарубежными государствами. «В США, к примеру, выплата по страхованию жизни человека составляет 3 млн долларов. А средний тариф на проезд в городском транспорте 2,5 доллара. В нашем случае подобной сопоставимости между страховой ценой жизни и проездом не просматривается», — отмечает он.

Издержки на выплату страховых премий перевозчики, скорее всего, перенесут на пассажиров, соглашается и аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко. «На мой взгляд, повышение стоимости транспортных услуг произойдет не сразу после принятия новых правил игры на рынке, а будет осуществлено в рамках плановой индексации тарифов на перевозку, — рассуждает он. — Дело в том, что доля страховой премии в стоимости пассажирского билета для всех видов перевозок относительно невелика, и составляет менее 1%. Несколько дороже, на уровне 3% от стоимости билета, составит размер премии при страховании пассажиров городского транспорта».

При минимальном размере увеличения стоимости билета пассажиры всех видов транспорта получают возможность получения адекватной, гарантированной государством страховой суммы в случае возникновения вреда жизни, здоровью или имуществу, полагает аналитик. «Таким образом, страхование ответственности перевозчиков позволит сделать рынок пассажироперевозок более цивилизованным, т.к. интересы пассажиров будут защищены существенно лучше, — считает он. — Ставки страховой премии в западных странах несколько меньше, что объясняется более насыщенной, чем в России, конкурентной средой на развитых рынках. На конъюнктуру российского рынка пассажироперевозок внедрение обязательного страхования ответственности не окажет существенного влияния, т.к., во-первых, стоимость билетов не возрастет существенным образом, а во-вторых, спрос на транспортные услуги слабо эластичен. Для страхового рынка внедрение нового вида обязательного страхования является несомненным плюсом, т.к. будет способствовать росту объема сбора страховых премий».

У партнеров




    Бизнес в «зеленой зоне»: четыре простых шага к энергоэффективности

    Существенный рост цен на электроэнергию в начале этого года подталкивает бизнес к более рациональному использованию ресурсов. Уже сейчас есть простые, надежные и окупаемые способы снизить энергопотребление

    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. О чем молчит глубинный народ
    2. Малый и средний бизнес будут кредитоваться совершенно иначе
      Банк России представил новые сервисы для кредитования малого и среднего бизнеса. Грубо говоря, кредиты теперь будут выдаваться «автоматом». Аналитики оценивают нововведение, основанное на анализе стекающихся теперь в банки данных из разных источников, почти однозначно положительно. Как это будет работать?
    3. Рано испугались
      Поддержка рубля закончилась: почти не растущая экономика страны, санкционные риски и опасность рецессии в мире будут давить на нашу валюту. Тем не менее при сохранении текущих условий обвала ниже 70 рублей за доллар никто не ждет
    Реклама