Субъект психоанализа – верноподданный культуры

Москва, 03.08.2012

Фото: Людмила Погодина

Кому-то, конечно, и дела нет до того, как его называют, субъектом или индивидом. Однако психоаналитик далек от поговорок типа «хоть горшком назови, только в печь не клади». Суть дела очень даже меняется от названий. Понимание человеческого существа зависит от того, как его называют. Совсем не случайно в психоанализе речь идет о субъекте, в психологии – об индивиде.

Вот как определяется в психологических словарях индивид. Во-первых, это «единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного». Во-вторых, это «отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами».

Каково первое отличие субъекта от индивида? Индивид буквально неделим, а вот субъект, он расщеплен. Как говорит Сабина Шпильрейн, «основная характеристика индивидуума состоит в том, что он дивидуум»: неделимый делим. Субъект – не единичное существо, а, во-первых, множественное и, во-вторых, не замкнутое на себе. Субъект не бывает один. Субъект не бывает един.

Субъект, как следует из этимологии этого слова, – подчиненный, подданный. Кому подчиняется субъект? В первую очередь – культуре, языку. Язык, как говорил друг Лакана, философ Хайдеггер, есть дом бытия. Мир соткан из представлений о мире, и представления эти то и дело меняются. Субъект психоанализа как субъект культуры это субъект исторический, меняющийся в зависимости от господствующей веры в те или иные положения религии, науки, идеологии. Субъект – совсем не «единичное природное существо», а подданный постоянно меняющейся культуры.

Субъект безвозвратно выходит за рамки своей природы; сама природа воспринимается через символические координаты, сквозь призму культуры. Прославленная формула Лакана, «бессознательное структурировано как язык», подчеркивает: бессознательное – феномен, возникающий исключительно у говорящих существ. Между человеческим языком и коммуникацией пчел, о которых так любил говорить Лакан, – пропасть. Между природой и культурой пропасть. Субъект психоанализа – по ту сторону индивида, он не «единичное природное существо», а верноподданный культуры.

Человек, как известно, существо социальное, и организация его далеко не такая, как у пчел, термитов или обезьян. Принципиально важно, что человеческий субъект не выживает без другого, он сходит без него с ума. Одно из центральных положений психоанализа, сформулированных Фрейдом, звучит так: «в жизни каждого человека всегда присутствует другой», начиная с пеленок. Благодаря материнской любви человеческое существо выживает и обретает в материнском признании существование как человеческий субъект. Благодаря другим человек идентифицируется и ориентируется в сообществе себе подобных и неподобных. Субъект – верноподданный другого. Другой – это не только подобный мне человек, но и носитель культуры. Другой – это в первую очередь Мать, наделяющая заботой, любовью, языком. Другой – культура, как говорит Фрейд, это – символическая вселенная, как называет ее Лакан.

Фрейд не раз писал о том, что его детище, психоанализ не имеет определенного места в культуре. Врачи относят психоанализ к философии, а философы – к медицине. Детище Фрейда и по сей день пребывает в разрыве между наукой и философией. Психоанализ нельзя отнести ни к науке, ни к философии, ни к религии. Ближе всего он к искусству. Фрейд называет психоанализ искусством толкования.

Искусство толкования – искусство построения анализа, рассуждения. Как сказал бы Лакан, искусство толкования – практика психоаналитического дискурса. И такая мысль уже не позволяет сказать, что психоанализ – это искусство толкования, то есть герменевтика, область религии и философии, занятая осмыслением текстов. Искусство психоанализа нацелено не на наслаждение толкованием, а на изменение судьбы человека в культуре.

Субъект и культура – это не две стороны подобно индивиду и обществу. Субъект и культура не противопоставлены, а образуют диалектическое единство, причем единство со множеством расщеплений, противоречий, конфликтов. Когда на психоаналитической кушетке оказывается субъект, на ней оказывается и культура. Было бы странно, если бы психоанализ то и дело не обращался к анализу культуры. Просто невозможно представить, что Отто Ранк не написал книгу о двойниках, Эрнест Джонс – о кошмарах, а Славой Жижек – о массовом кино.

Фрейд поставил целью своей жизни понять человеческий субъект. Вот он и занят самоанализом, анализом других и мировой литературой. Где еще можно столкнуться со всей глубиной человеческих переживаний! Ничего удивительного в том, что библиотека Фрейда заполнена книгами по истории культуры, происхождению языков и, конечно, художественной литературой. Вот парадокс: не в научных трудах, а в художественной литературе содержатся истины о человеческой душе. Возьмите любую книгу Фрейда и посмотрите, на кого он ссылается в своих размышлениях – на Софокла, Шекспира, Гёте, Достоевского… А Лакан, подвергающий анализу в течение целого года «Поминки по Финнегану» Джойса?! Похоже, не было бы Леонардо и Микеланджело, не было бы и психоанализа. Психоанализ буквально погружен в мир искусства. Что может рассказать о человеческом субъекте больше, чем кинематограф, современное искусство, сегодняшняя литература?!

Мысль о том, что психоанализ – это искусство толкования, приводит к тому, что Фрейд называет психоанализ невозможной профессией. Психоанализу нельзя научить – так, как учат психологии, юриспруденции или горному делу. Психоанализ, как то и дело повторяет Лакан, – не университетское знание. Ему нельзя научить так же, как нельзя конвейерным способом в университетах производить на свет выдающихся художников, писателей, композиторов.

Где же учиться психоаналитику, если не в университете? В текстах и на кушетке. Фрейд говорит: «Психоанализу нельзя научить, его можно только пережить». Текст и кушетка как два родовых места психоанализа предполагают анализ и овладение искусством мыслить психоаналитически. Выдающийся французский философ Жан-Франсуа Лиотар сказал: «Кант говорил еще, что "учиться можно только философствовать", а не "философии". А это и есть модус художественный, или "технический". Я полагаю также, что учиться можно не психоанализу, а психоанализировать». Остается лишь напомнить, что «техне» по-гречески это «искусство».

Новости партнеров







«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив

Эксперты верят в ценные бумаги ММК

По мнению ряда финансовых аналитиков, акции ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» сохраняют потенциал роста и выгодны для приобретения на фоне постепенного восстановления спроса на сталь

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Sukhoi SuperJet очистят от иностранного влияния
  2. Аналитики Reuters сделали новый прогноз по рублю и валютам EM
    Валюты развивающихся рынков упрочат свои позиции на фоне дальнейшего ослабления доллара и восстановления своих экономик после пандемии
  3. Что увез Александр Лукашенко из Сочи
    На встрече с белорусским президентом в Сочи президент РФ Владимир Путин напомнил об «устойчивой и глубокой» кооперации с Белоруссией по целому ряду направлений и подтвердил намерение продолжать экономическую интеграцию с ней
Реклама