Вперед в прошлое

Ирина Осипова
25 октября 2012, 13:25
фото: Олег Краснов
Вид инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых на Киевской биеннале

Среди современных российских художников Илья Кабаков – безоговорочно признанный бренд. Классик концептуализма, самый известный среди наших современников на Западе, самый дорогой среди ныне живущих российских художников по результатам аукционных продаж и один из самых почитаемых молодыми коллегами на родине. Начинать с его выставки большое плавание – хороший тон для молодых институций современного искусства. Когда-то именно его выставкой открывался центр культуры «Гараж». А для Red October, с сентября существующей на «Красном Октябре», это хоть и не первая экспозиция, но, безусловно, громкое событие.

Тотальную инсталляцию «Памятник исчезнувшей цивилизации» Кабаков придумал в 1999 году, впервые показал в Палермо и потом не раз экспонировал в разных частях света. Последний раз – минувшим летом на Первой Киевской биеннале, где директору Red October Владимиру Овчаренко и пришла в голову светлая мысль, пока работа не вернулась к художнику в Нью-Йорк, показать ее в Москве, благо площади бывшего кондитерского цеха позволяют. «Памятник исчезнувшей цивилизации» – по большому счету не инсталляция даже, а полноценный музей. Музей советского прошлого, каким его видит художник, и одновременно – музей самого себя, объединяющий все значимые инсталляции, созданные в разные годы. Многие из них не раз показывались самостоятельно – «Мы здесь живем» на выставке в Центре Помпиду, «Лабиринт» – в Третьяковской галерее и т. д. «Сделать памятник той цивилизации, в которой я родился, учился и жил. Речь идет о СССР, которого теперь нет. Я хотел бы дать какой-то образ этого места, конечно, не объективный, а такой, каким я его видел и чувствовал» – вот идея художника. Советская система, казавшаяся непоколебимой, неожиданно рухнула и породила ретроспективное осмысление. В центре нынешней экспозиции – подробный макет воображаемого музея. Он находится под землей, в буквальном смысле в андеграунде – метафора места, где только и могло жить искусство в советское время. У пространства нет окон, а все возможности выхода из тоталитарной системы описаны у Кабакова – «Человек, улетевший в картину» и «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». Интерьер музея – что-то вроде замкнутого в четырех стенах города с коридорами-улицами и кварталами, образованными группами инсталляций. Всего их 37, и на выставке они представлены в виде рисунков, макетов, авторских текстов, коллажей и фотографий осуществленных проектов. Здесь много работ не просто известных, но ключевых и для самого Кабакова, и для всего его поколения художников – «Красный уголок», «Коммунальная кухня», «Человек-ангел. Как изменить самого себя?», «Жизнь мух», НОМА (инсталляция, посвященная неформальному объединению друзей и коллег-концептуалистов).

Будет ли такой музей когда-нибудь построен? «Это утопия», – говорит Эмилия Кабакова, жена и соавтор. Несколько лет назад в Германии художникам выделили помещения заброшенного завода, но реализовать удалось только центральную часть «Памятника» – «Дворец Советов». «Почему бы и нет, – мечтает директор галереи Владимир Овчаренко. – Илья Кабаков – самый значимый и известный художник XX века. Сейчас идут разговоры о новом музее (ГЦСИ), и воображаемый музей Кабакова мог бы стать его основой. Это тот фундамент, на котором – осознанно или нет, неважно – базируется все российское актуальное искусство, включая молодое поколение художников».

Следующим проектом, который покажет галерея Red October, будет групповая выставка, которую курирует Олег Кулик, включающая работы Дмитрия Гутова, Анатолия Осмоловского, Валерия Чтака и самого куратора. Открытие выставки запланировано на 12 декабря.