Концептуальное решение

26 октября 2012, 17:31
Фото: David von Becker ©

Через семь месяцев в Венеции откроется 55 Биеннале современного искусства, и ее участники уже начали обратный отсчет. За экспозицию российского павильона, как и в прошлом году, отвечает Стелла Кесаева, возглавляющая некоммерческий фонд Stella Art Foundation с двумя выставочными площадками в Москве (она была назначена комиссаром в 2010 году сразу на три Биеннале 2011, 2013 и 2015 года). Пристрастие Стелы Кесаевой к московской концептуальной школе давно известно, и в этот раз она себе не изменяет вслед за показанным в прошлом году Андреем Монастырским в Венецию отправится Вадим Захаров. Впрочем, решение, кого показать принято давно, теперь же объявлено имя того, кто придумает, как это сделать. Куратором российского павильона впервые выбран иностранец директор берлинской Национальной галереи Удо Киттельман. Решение вполне оправданное, особенно после неоднозначной экспозиции прошлого года (ее курировал Б.Гройс). Опыт Киттельмана как минимум поможет избежать грубых ошибок (вроде попытки выставить документальные материалы на русском языке без перевода, как это было с хроникой «Коллективных действий» в прошлом году) и как максимум придать российскому современному искусству недостающий вес в международном сообществе. Среди заслуг Удо Киттельмана не только успешное руководство крупным европейским музеем и организация большого числа выставок, но и один венецианский лев в 2001 году немецкий павильон получил главную награду Биеннале как раз когда Киттельман был его комиссаром. Кроме того, куратор уже сотрудничал с Вадимом Захаровым, который давно живет между Москвой и Кельном. Тема экспозиции и ее концепция пока не обнародуются.

В начале 1980-х годов Вадим Захаров вместе с Виктором Скерсисом составлял группу «С3», которая прославилась абсурдистскими акциями художники рисовали странные граффити на стенах домов и устраивали перфомансы с куриными тушками. После распада дуэта Захаров занялся живописью, но больше всего известны его инсталляции. Одна из них украшает центральную площадь во Франкфурте-на-Майне  в качестве памятника философу Теодору Адорно Захаров придумал выставить рабочий стол с креслом и бумагами, помещенный в стеклянный куб. В последние годы художник довольно регулярно выставляется на московских площадках в 2006 году его ретроспективу показала Третьяковская галерея, тогда же ему была вручена премия «Инновация». Три года спустя к ней добавилась вторая российская награда премия Кандинского за инсталляцию «Гарнитур Святой Себастьян возле кипящей овсяной каши», а ГЦСИ выставил архив художника и его личную коллекцию работ друзей-концептуалистов.