Кандидат на выход

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
29 ноября 2012, 11:32

Кипр начнет сокращение своих расходов уже в этом году, чтобы соответствовать требованиям международных кредиторов, заявил представитель правительства Стефанос Стефану. По его словам, "тройка" - ЕС, МВФ и ЕЦБ - настаивает на сокращении расходов Кипра на 250 млн евро больше, чем предлагают власти.

Фото: picvario.com
Кипр до конца года постарается начать сокращать расходы, чтобы достичь договоренности с международными кредиторами

Таким образом, общее сокращение госрасходов должно достичь 975 млрд евро. Он также сообщил, что кредиторы отклонили многие меры, предложенные правительством, и кабинету министров пришлось срочно инициировать принятие нескольких новых мер. Так, «было ясно сказано, что будут иметь место меры, которые касаются декабрьских и 13-й зарплат», – сказал Стефану. 

Впрочем, надо понимать: сейчас имеются лишь предварительные договоренности властей Кипра с кредиторами о деньгах в обмен на экономические реформы и бюджетную консолидацию, напоминает замначальника отдела анализа макроэкономики и конъюнктуры финансовых рынков Промсвязьбанка Олег Шагов. Правительство Кипра и представители кредиторов добились серьезного прогресса в ключевых вопросах, но лишь после получения предварительных результатов аудита кипрских банков они обсудят проблемы финансовой устойчивости и госдолга. Определение окончательных параметров сделки, скорее всего, произойдет в декабре. Как ожидается, тройка кредиторов в обмен на финансовую помощь потребует от властей Кипра существенного сокращения расходов. Кипр готовится начать их сокращение, урезав уже в декабре расходы на зарплаты. 

В 2013 году Кипр сократит на 15% зарплаты в госсекторе, сократит индексацию зарплат, а также 13-е зарплаты, составляющие от 1000 до 1500 евро, на 50%. Если 13-я зарплата превышает 1500 евро, то сокращение достигнет 75%, отмечает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. Кроме того, будут снижены налоговые льготы, зарплаты заморожены до 2015 года, а все госслужащие должны отдавать часть заработков на пенсии. Среди других обсуждаемых мер повышение налогов на банковские вклады и на взносы в благотворительные фонды, рост налогов на доходы более 40 тыс. евро. Таким образом, в первую очередь ужесточение коснется госслужащих, а повышение налогов в большей степени касается частных лиц, а не бизнеса. Основной доход Кипр имеет от многочисленных офшорных компаний, если вводить дополнительные налоги на бизнес, это может привести к катастрофическим последствиям для экономики страны. 

Сейчас все чаще слышно мнение, что именно на этой незначительной экономике еврозона будет отрабатывать выход одного из ее членов за рамки валютного союза. Это было бы очень интересно – «обкатать» практику выведения слабого государства за пределы еврозоны из-за высоких финансовых рисков, считает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Тем более что Кипр дает все основания этого опасаться, а малые размеры экономики в этот раз могут играть только на руку. Однако это вряд ли получится: во-первых, у еврозоны почти отсутствует опыт контролируемых дефолтов, во-вторых, рынки капитала слишком чувствительны к любым фискальным мерам. Кроме того, Кипр полностью принял кредитные условия «тройки», что снижает вероятность ухудшения ситуации в экономике прямо сейчас. 

И то, что соглашение с «тройкой» в целом достигнуто, прекратит неопределенность, которая нанесла вред экономике Кипра в последние месяцы, полагает доктор Теодор Панайоту, директор Кипрского международного института менеджмента (CIIM). Но, хотя многие встретили известие со вздохом облегчения, самая трудная часть только начинается. Надо выработать действенные меры, утвердить их с кредиторами и в парламенте, а также «подвести итог того, как мы попали в эту глубокую яму. Это не исправит нашу вину, но даст понять, как не делать этого впредь». 

«За последние несколько недель, как крысы на тонущем корабле, мы сновали, чтобы спасти все, что можно было: наши зарплаты, права, пенсионные фонды, наш низкий корпоративный налог, природный газ, суверенитет и наше достоинство. Это была некрасивая картина, – рассказывает он. – Мне по-прежнему интересно, кто забрал наши экономическое чудо, богатство и гордость... Мы были приняты в ЕС, несмотря на нерешенные политические проблемы. Мы вошли в еврозону, хотя были совершенно не готовы к этому, создали исключительную экономическую зону и обнаружили природный газ, несмотря на угрозы со стороны Турции. Мы достигли уровня благосостояния, который был немыслим еще несколько лет назад, темпами, беспрецедентными даже по мировым меркам. Менее чем за одно поколение мы достигли американской мечты... У нас есть особняки и дачи, три или четыре автомобиля класса люкс. Только пару лет назад банки давали кредиты, чтобы мы могли купить собственность, дорогие вещи, отправить детей в престижные школы за рубеж и поехать на каникулы в другие страны. Вдруг это подошло к концу. Нет рабочих мест в госсекторе, легких кредитов. Даже наши пособия, гарантированные рабочие места, сокращенный рабочий день, 13-я зарплата и не облагаемое налогом пособие при выходе на пенсию исчезли. Куда это все делось?» 

Прежде всего, считает Панайоту, Кипр не должен продолжить греческую традицию невыполнения взятых на себя обязательств и полагаться только на помощь кредиторов. «Тройка» не раз намекала, что не верит, что Кипр в состоянии выйти из спада. Они знают по опыту той же Греции, что их требования только углубят экономический спад. Именно поэтому они претендовали на доходы от природного газа и настаивали, чтобы Кипр продал госпредприятия. Это доходы, которые не зависят от роста экономики Кипра. 

Помощь даст временное облегчение безденежному государству и банкам, но в конечном итоге страна снова окажется в затруднительном положении. Кипр должен восстановить связь между зарплатой и производительностью труда в государственном секторе и экономике. Служащие должны зарабатывать в соответствии с производительностью, что стимул для ее повышения, сокращения ненужных расходов. Во-вторых, следует снизить затраты на ведение бизнеса, сократить бюрократический аппарат. Требуется поощрять инновационные компании инвестировать и расширяться с помощью налоговых стимулов. Страна должна содействовать инновациям и предпринимательству на протяжении всего периода образования, от детского сада до университета. В-четвертых, должна быть создана независимая комиссия развития и конкурентоспособности для выявления препятствий, которые мешают росту экономики Кипра, и разработан план действий на ближайшие три-пять лет, чтобы компенсировать кризисные последствия от реализации мер, введенных по требованию «тройки». «Существуют неограниченные возможности во всех секторах, от услуг и энергии до туризма и сельского хозяйства, которые не использованы из-за отсутствия концепции, стратегии, организационной структуры, а также стимулы, которые не стоят денег», – заключает эксперт.