Неужели опять?

Сергей Мануков
корреспондент Expert.ru
14 декабря 2012, 10:32

Год назад, когда в ноябре прошлого года Сильвио Берлускони ушел в отставку, канцлер Ангела Меркель облегченно перевела дух. Сейчас она и другие европейские лидеры в шоке от перспективы его возвращения в большую политику.

Фото: Globallookpress
Европа содрогнулась от известия о возвращении непотопляемого Кавальере

Возвращение мумии

В большинстве столиц Старого Света сейчас закатывают глаза и спрашивают: «Неужели опять?» После того как Европа действительно объединилась, чтобы отправить синьора Сильвио в отставку, прошло всего лишь 13 месяцев. Ангела Меркель и тогдашний лидер Франции Николя Саркози, помнится, приложили особенно много усилий для того, чтобы к власти в Италии пришло технократическое правительство реформ под руководством Марио Монти.

Сейчас же, после громкого заявления Берлускони об участии в выборах и не менее громкого заявления Монти об уходе после принятия бюджета на следующий год, госпоже Меркель, не исключено, придется вновь иметь дело с непредсказуемым популистом, эпатажным и харизматичным Берлускони.

Известие о возможном возвращении Сильвио Берлускони заставило Европу вздрогнуть от страха. Дальше всех в выражении всеобщего недовольства зашла, пожалуй, левая французская газета Liberation, хлестко озаглавившая новость из Италии – «Возвращение мумии». Заголовок был позаимствован у создателей известного голливудского фильма, вышедшего на экраны в 2001 году.

В данном случае авторы статьи намекают не только на возраст, но и на внешний вид трехкратного итальянского премьера, который после многочисленных подтяжек и прочих косметических процедур вблизи действительно здорово смахивает на мумию.

Сильно съязвила и обычно серьезная немецкая радиостанция Deutschlandfunk.

«Это здорово похоже на фильм ужасов: возвращение живых мертвецов!» – прокомментировала она новость о возвращении Сильвио Берлускони.

Две трети пути

Европейские лидеры, конечно, постарались избежать столь радикальных оценок. Официальной реакции из европейских столиц на сообщение о возможном возвращении Берлускони в кресло премьер-министра Италии не последовало. Правила приличия и дипломатический этикет запрещают вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.

И все же только глухой или слепой мог не уловить тревогу, скрывающуюся между строк в заявлениях политиков в начале недели. Spiegel, например, приводит слова министра иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле. Тот заявил об угрозе возврата в еврозону финансовых проблем, которую таит в себе нынешняя ситуация в Италии.

«Италия не может остановиться, пройдя две трети дороги по пути реформ, – сказал он. – Это вызовет хаос не только в самой Италии, но и во всей Европе».

Не менее откровенны были в высказываниях его коллеги из Швеции и Австрии: Карл Бильдт и Михаэль Шпинделеггер соответственно. Президент Европейского совета Херман ван Ромпей подчеркнул, что Монти был отличным премьером для Италии, а президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу поддержал Вестервелле и предупредил, что Италия не должна сходить с пути реформ.

Обмен уколами

Немецкий канцлер Меркель, конечно, согласна с главой своего МИДа. Она не стала открыто критиковать Сильвио Берлускони, но подчеркнула через представителя правительства, как замечательно ей работалось с Монти. Он передал намерение канцлера лично сообщить Супермарио при встрече в Норвегии на церемонии вручения ЕС Нобелевской премии за мир, как высоко она его ценит.

Послание Берлина понятно: Германия так же, как остальная Европа, хочет, чтобы итальянским правительством продолжал руководить Марио Монти. Перспектива же возвращения в премьерский дворец Киджи Берлускони всех пугает.

Давно тлевшая война между Сильвио Берлускони и остальной Европой вырвалась наружу осенью прошлого года. В октябре после одной из многочисленных встреч тет-а-тет Ангелу Меркель и Николя Саркози спросили на совместной пресс-конференции об их отношениях с Берлускони. Они выразительно переглянулись, улыбнулись и потребовали, чтобы Рим срочно провел меры, направленные на снижение огромного долга. Вскоре после той пресс-конференции синьор Сильвио, кстати, и ушел в отставку.

После того случая СМИ, входящие в издательскую империю Сильвио Берлускони, начали регулярно критиковать немецкого канцлера. В газетах и журналах Берлускони можно было нередко увидеть монтажи госпожи Меркель. На одном, например, одетая в нацистскую форму канцлер провозглашает наступление Четвертого рейха.

Справедливости ради следует сказать, что журналисты Берлускони с таким же рвением набросились и на Марио Монти. Например, комментируя первую встречу глав правительств Италии и Германии, ежедневная газета Il Giornale поместила карикатуру, на которой Монти стоит на коленях перед Меркель.

Сам Кавальере в частных беседах не стеснялся отпускать шпильки в адрес канцлера ФРГ. Например, в телефонном разговоре, ставшем достоянием общественности, он крайне низко отозвался об Ангеле Меркель как о женщине.

Мученик, пострадавший из-за любви к народу

Синьор Сильвио не делает тайны из планов построить свою выборную кампанию на критике Берлина. К примеру, в минувшие выходные он заявил, что настало время Италии перестать раболепствовать перед Европой, в которой доминирует Германия во главе с Меркель.

Таких резких популистских заявлений больше всего опасаются в Берлине и на большей части остальной Европы. Шансы на победу у бывшего премьера, конечно, есть, но они невелики. По крайней мере, сейчас. Европейских политиков больше беспокоит то, что своей кампанией, направленной против мер жесткой экономии, он напугает финансовые рынки и вновь отдаст Италию в руки спекулянтов. Не исключено и то, что его партия «Народ свободы» получит достаточно мест в парламенте, чтобы блокировать или хотя бы серьезно затягивать реформы, необходимые для восстановления доверия инвесторов к Италии.

Конечно, за год правительству Монти не удалось кардинально изменить страну, но оно смогло создать образ стабильной (относительно, конечно) Италии во всем остальном мире. Это благотворно сказалось на восстановлении доверия инвесторов к Италии, что позволило снизить процентные ставки по итальянским гособлигациям до приемлемого уровня. Однако с приходом к власти Берлускони доверие инвесторов вновь окажется под угрозой. Первые признаки его снижения появились уже в понедельник: процентные ставки по итальянским гособлигациям выросли, а цена акций упала.

В целом Европа относится к возвращению Сильвио Берлускони отрицательно. Однако открыто критиковать его, чтобы помочь Монти, если он согласится участвовать в выборах, будет большой тактической ошибкой, потому что создаст Берлускони образ мученика, страдающего за любовь к народу. Конечно, этот образ мигом подхватят СМИ синьора Сильвио и разнесут на всю Италию. Монти уже, кстати, приходится отбиваться от обвинений в том, что он является протеже Ангелы Меркель.

Еще одна опасность может возникнуть, когда избирательная кампания на Апеннинах начнется всерьез. Резкие высказывания итальянских популистов, главным представителем которых и является Кавальере, могут разбудить их коллег в Германии, а этого в преддверии всеобщих выборов в 2013 году госпожа Меркель допускать ни в коем случае не хочет.