Восставший пепел холокоста

Москва, 14.12.2012
Вместо красок шведский художник использовал смешанный с водой пепел из крематория концлагеря Майданек. Картина была выставлена в галерее в Лунде и вызвала серьезный международный скандал.

Иллюстрация: Эксперт Online

Владелец галереи Мартин Брюдер принял решение срочно закрыть выставку Memory Works («Память работает»), хотя планировал ее проведение с 30 ноября по 15 декабря. На этой экспозиции галерист хотел показать современное шведское искусство последних пяти лет.

Всего на выставке было представлено девять работ, три из которых принадлежат 54-летнему Карлу Михаэлю фон Хауссвольфу, известному в Швеции художнику и композитору.

Особенности национального искусства

Начиналось все как обычно. На сайте Martin Bryder Gallery Карл Михаэль фон Хауссвольф сообщил: «В 1989 году мы с коллегой ездили в Польшу для участия в выставке в Казимеж-Дольны, городок на берегу Вислы. Во время нашей поездки мы искали особые места, чтобы собрать материал для экспозиции, и оказались в Люблине, возле которого находится бывший концлагерь Майданек. Я собрал немного пепла из печи крематория, но использовать его на предстоящей выставке не смог, потому что чувствовал, какой сильный заряд жестокости он в себе несет из-за страшных событий, происходивших в концлагере. Однако после этого пепел повсюду будто преследовал меня; всегда находился где-то рядом… на руках…заставлял думать о себе. В 2010 году я достал его из банки и наконец решился "что-нибудь" предпринять. Я взял несколько листов акварельной бумаги и лишь нанес на поверхность чистых прямоугольников пепел, смешанный с водой. Когда я стал рассматривать изображение, оно словно заговорило со мной, я начал различать фигуры… будто пепел содержал в себе энергию, или память, или души людей… людей, подвергавшихся пыткам, замученных, как будто убивали дух народа в одной из самых наглых войн 20 века».

Картину поместили в строгом убранстве подвального помещения Martin Bryder Gallery. Но шведские искусствоведы не смогли принять ее «на ура». В рецензии, опубликованной в шведской газете Sydsvenskan, критик Тор Бильгрен воскликнул: «Что вы хотели этим сказать? Вы сказали только то, что побывали в концлагере Майданек в Польше, собрали в крематории пепел и долгое время спустя смешали его с водой, нанесли на акварельную бумагу и получили особый цвет… Это сравнимо с тем, как "экзотические" человеческие останки хранятся в музеях или научно-исследовательских институтах… Но ведь существует понятие "нарушение покоя умерших"… Только варвары растаскивают на сувениры и товары останки жертв массового уничтожения людей».

Далее критик подчеркивает, что нет никакого сомнения в благих намерениях художника, который желает, чтобы люди не забывали чудовищный грех нацизма. «Да, картина наводит на размышления, пишет он.  Художник напоминает о замученных и убитых в газовых камерах жертвах. Но работа с пеплом из концлагеря делает банальным само восприятие Холокоста».

На выставке были представлены еще две работы Карла Михаэля Хауссвольфа. Одна из них фотография лесной поляны в Восточной Пруссии, где стоит охотничья избушка Германа Геринга. Фотография сделана в ночное время. Художник не случайно осветил ее всполохами красного света, похожими на языки пламени. По его мнению, именно так проявляется повышенный энергетический заряд определенных мест на земле.

И третья работа это звуковая постановка, в которой имитируются звуки, раздававшиеся за пределами квартиры известного американского писателя Уильяма С. Берроуза во время трагического события. 6 сентября 1951 года писатель в разгар вечеринки сказал своим гостям, что желает стрелять из пистолета в духе легендарного швейцарского героя Вильгельма Телля. Жена писателя поставила стакан на голову. Выстрел оказался роковым.

Карла Михаэля фон Хауссвольфа заинтересовал звуковой феномен схожести голосов, который возникает на заднем фоне, неким шумам в местах, где, по его мистическим представлениям, духи напоминают о неизбежном. То есть фон Хауссвольф как бы ищет альтернативные способы постижения истории, наполненной ужасами.

Искусство требует жертв

Но «ужас» уже подстерегал самого фон Хауссвольфа. Разгорелся нешуточный международный скандал. Начало скандалу положило выступление в СМИ врача из Лунда Соломона Шульмана. Он в частности с возмущением написал: «Я никогда не спущусь в подвал этой галереи. Главной достопримечательностью стал пепел жертв концлагеря, смешанный с водой. Кто знает, может, частички этого праха содержат останки моих родственников, большинство из которых стали жертвами Холокоста. Ведь неизвестно, где именно они были убиты. Художник сказал, что собрал пепел сожженных евреев в печи крематория. И только много лет спустя он с его помощью выразил свой художественный замысел. Мне претит такое ремесло. Не говоря уже о работниках музея, которые открыли доступ к праху. Многие посетители наверняка смотрели на него с плохо скрываемым  удовлетворением. Как мог владелец галереи поместить эту картину у себя? Если бы я не знал, что самые черные годы в Европе не прошли мимо его семьи, я бы тоже не смог скрыть отвращения. Но я знаю, что выставка выражение его печали, гнева за судьбу жертв. Я слишком расстроен. Но пусть память о пепле смешается в эти дни со снежинками, летящими с неба, которого когда-то достиг дым из трубы крематория».

Выступление сбивчивое, эмоциональное, но оно мало кого оставило равнодушными. На следующий день полиция и прокуратура Лунда были вынуждены открыть дело, поскольку поступило заявления группы частных лиц «о нарушении покоя умерших и надругательстве над прахом жертв нацизма».

Комиссар полиции Стефан Седерхольм сделал официальное заявление через Sydsvenskan, что дело будет рассматриваться официально. Но вся сложность в том, что необходимо определить, где произошло главное преступление в Польше или Швеции, поскольку пепел именно из Польши. Генеральный консул Польши в Мальме Станислав Сигнаровски сказал, что ему известно о позиции шведской полиции, «но мы ждем, что предпримет шведская сторона, и находимся в постоянном контакте с польским министерством иностранных дел».

По сообщению польского информагентства PAP, прокуратура города Люблин тоже взяла этот факт на заметку: как могло получиться, что пепел замученных жертв концлагеря стал доступен для посетителей. Но возбуждать дело они не имеют права из-за отсутствия необходимых документов.

На веб-сайте музея Майданек появилось заявление его работников: «Доподлинно известно, что шведский художник не вступил во владение пеплом из Майданека в судебном порядке. Необходимо определить состав преступления кража или осквернение останков погибших. Если же вся проблема только в искусстве, то подобное художественное произведение заслуживает осуждения». По мнению работников музея, случай с незаконным изъятием пепла из печи крематория сопоставим с самой известной кражей в Освенциме в 2009 году, когда злоумышленники похитили с ворот концлагеря табличку с надписью «Труд освобождает». Всех преступников приговорили к различным тюремным срокам. Кстати, кража пепла и осквернение человеческого праха карается в Польше довольно длительным тюремным заключением сроком до 8-10 лет.

Работники музея рассказывают: когда концлагерь Майданек освободили от нацистов, человеческие останки лежали повсюду. Их собрали в одном месте и захоронили в братской могиле. В 1969 году могилу накрыли бетонным куполом. 80 тыс. человек погибло здесь от пыток,  холода, голода, непосильного труда и казней в газовых камерах. 60 тыс. из них были люди еврейской национальности.

Избранные места из переписки…

После череды таких событий владелец галереи Мартин Брюдер объявил о закрытии выставки. Вот что он сказал в интервью Sydsvenskan: «Я даже закрыл окна, чтобы люди не могли заглянуть вовнутрь. Ни один человек не смог ничего сфотографировать. Я не знал, что делать, когда начались эти в общем-то правомерные и сакральные события вокруг работ. Я видел негативную реакцию общественных организаций и СМИ. Но самое главное — приближается Рождество. Оно должно пройти в мире и гармонии. И я принял решение о закрытии экспозиции». 

Взять интервью у самого художника журналистам так и не удалось. Да, выставка закрыта. Однако не все этим успокоены. Шумиха в мировой прессе вокруг картины продолжается. И комментарии в адрес художника становятся все жестче и жестче. Соломон Шульман выразил большое неудовольствие тем, что в самом Лунде царит молчание. Его интересует, по каким именно причинам тема галереи как бы закрыта в стране, в то время как ряд польских СМИ, израильские газеты, французская и испанская пресса активно обсуждают проблему. С ним связался корреспондент ВВС и спросил, конфискованы ли акварельные рисунки. «Нет, ответил г-н Шульман. Полиция не считает, что это является травлей лиц определенной национальности или преступлением на почве ненависти. Перед полицией сейчас стоит задача повернуть дело так, чтобы составом преступления стало "нарушение покоя умерших", им также нужно доказать незаконность данного "произведения искусства"». Корреспондент ВВС поинтересовался, проходят ли в Лунде демонстрации протеста против галереи. «Нет. Здесь нет таких религиозных или политических организаций, или профсоюзов художников, которым были бы настолько отвратительны самые страшные преступления в истории человечества. Но я пообещал связаться с корреспондентом ВВС, если кто-то решится выступить с протестом», подчеркнул Соломон Шульман. Несмотря на то, что художник публично осудил нацизм на сайте галереи, поток негодующих открытых писем в его адрес не иссякает. «Ваша работа, г-н фон Хауссвольф, лишает мертвых достоинства, — утверждает в открытом письме художнику Шимон Самуэльс, директор международных связей Центра Симона Визенталя в Париже. Ваша картина, на которой украденный из крематория иудейский прах разведен водой, показывает только одно как "Память работает" в галерее в Лунде. Возможно, Вы не знаете, что Ваши кисти оскорбили фундаментальные ценности, чтимые иудеями с самых древних времен… Мертвое тело омывается и готовится к захоронению через несколько часов после смерти человека, чтобы он мог вернуться к Творцу, туда, откуда пришел… Нацисты специально игнорировали еврейские законы... Гитлер, который тоже считал себя художникам, аплодировал бы Вам… Г-н Хауссвольф, мы рекомендуем Вам сделать два жеста, чтобы смягчить причиненный ущерб. Просим передать картину музею в Майданеке для достойного погребения пепла, разбавленного водой. И второе. Пожертвуйте Ваш собственный прах какому-нибудь юному дарованию, которое работает в Вашем же стиле».

Не все из этих интервью и открытых писем возможно цитировать целиком из-за большого количества оскорблений и просто логических несоответствий. Слишком много желания расправиться с художником. Что касается последнего письма, к первой рекомендации вопросов нет. А вот вторая, полагаю, не удивит Карла Михаэля фон Хауссвольфа нисколько. Он не раз эпатировал публику неадекватными проектами. В 1993 году вместе со своим другом он объявил о создании царства Элгаланд Варгаланд и обратился в ООН, а также в посольства некоторых стран с целью признания этого государства. Что ж, с таким проектом все понятно. Кстати, ровно год назад в Праге была выставка работ художника Романа Тица, который работает с человеческим прахом. Выставка тоже вызвала скандал. Правда, гораздо меньший, потому что использованный прах не был из концентрационного лагеря. Судя по всему, люди искусства забывают о юридических законах и о законе Божьем. Искусство вообще не любит законы. Но за это приходится жестоко расплачиваться.

Пока развивались все эти события, шведская газета Aftonbladet сообщила, что полиция в Мальме разбирается по поводу травли 15-летнего подростка еврейской национальности. Одноклассники  издевательски здороваются с ним только гитлеровским приветствием, забрасывают камнями, снежными комьями.

Может, не стоит все стрелки переводить на художника, который искренне ненавидит фашизм, но допустил непростительную ошибку?

По-видимому, не все спокойно в королевстве Шведском… 

У партнеров




    «Киберзащите промышленности нужны глобальные решения»

    Директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Дмитрий Григорьев — о применении информационных технологий и коммуникаций в мирных целях

    Маркировка товаров: что делать и чего ожидать бизнесу

    с 1 июля стала обязательной маркировка табака, в декабре 2019 года добавят еще четыре товарные группы. Штраф за нарушение закона о маркировке будет достигать 300 тысяч рублей

    "Персонализация каналов продаж в ритейле"

    Компания «Той.ру» одна из первых внедрила в рознице омниканальную систему обслуживания клиентов. Учредитель сети Алиса Лобанова поясняет, чем этот опыт может быть полезен другим ритейлерам

    ММК признан одной из самых прибыльных для инвесторов металлургических компаний в мире

    Флагман отечественной металлургии вошел в топ-5 лидеров отрасли по показателю совокупной акционерной прибыли

    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. По наличной валюте будут приняты решения
      Российское правительство рассмотрит проект изменений в валютном законодательстве для операций с наличными между резидентами и нерезидентами. Последним может в нововведениях понравиться не все, хотя в основном они направлены на либерализацию
    2. Недобровольная отставка
      Где искать скрытых инициаторов скандала вокруг британского посла в Вашингтоне
    3. Ангела Меркель имеет право держать в тайне состояние здоровья
      Проблемы со здоровьем бундесканцлера могут иметь серьезные последствия для всего континента
    Реклама