На переправе коней не меняют?

22 мая 2013, 11:30

Что делать, если не устраивает техподдержка, а программный продукт уже разработан? За счет чего можно облегчить переход к другому подрядчику?

  • Александр Краковецкий
    Александр Краковецкий DevRain Solutions, руководитель
    В таком случае не нужно сразу отказываться от текущего подрядчика. Вместо этого необходимо на протяжении некоторого периода дать возможность поработать старому и новому подрядчику вместе.

    Часть запросов и проблем будет решать старая команда, часть — новая. При возникновении сложностей у новой команды всегда будет возможность получить ответ и совместно решить проблему.

    Понятно, что текущего подрядчика необходимо заблаговременно предупредить о своем решении прекратить сотрудничество в будущем и о тестовом периоде, когда две команды должны будут работать параллельно.
  • Григорий Липич
    Григорий Липич ABBYY Россия, генеральный директор
    Если речь идет о заказной разработке, то это сложный случай. Разумно устроенная и анализирующая риски компания вряд ли согласится поддерживать продукт, который не разрабатывала самостоятельно, поэтому найти подрядчика, который захочет не просто взять деньги, а реально поддерживать, будет не просто, если не невозможно.

    Если у начального подрядчика хватило компетенции для создания продукта, то лучше с ним же и заключить договор на поддержку, прописав в нем условия и санкции. Если такой возможности нет, то от первого подрядчика нужно получить исходные коды и передать их новому исполнителю услуг поддержки.

    По опыту скажу, что работа эта будет неблагодарная и, в итоге, очень дорогая. Не зная всех деталей трудно судить, как лучше поступить. Если решение несложное, то, возможно, будет дешевле воссоздать его с нуля, оговорив в договоре с исполнителем не только требования к решению, но и параметры технической поддержи.

    Возьмем аналогии из жизни. Есть два исполнителя. Первый получил подряд на строительство дороги. Второй — аналогичный подряд, но увязанный с обслуживанием этой дороги на протяжении 5 лет и поддержанием ее в соответствии с ГОСТами.

    У первого исполнителя нет мотивации выполнить работу качественно. У второго — есть, поскольку ему не хотелось бы ежегодно менять дорожное покрытие.
  • Леонид Боголюбов
    Леонид Боголюбов Apps4All, главный редактор
    Если что-то не устраивает — надо от этого отказываться. Но для этого эту ситуацию надо просчитывать задолго до ее возникновения — хотя бы на уровне получения исходников программного продукта по завершению разработки.

    В большинстве случаев ситуация патовая — новому подрядчику практически всегда проще разработать все с нуля, чем заниматься пониманием созданного другими, это скажет любой программист. А это, естественно, невозможно.

    В общем говоря, по моему, ситуацию проще предусмотреть на уровне договора (юридически), чем заниматься переходом.