Переработка дефицита

Москва, 28.05.2013

Фото: Russian Look

Проблема дефицита топлива, периодически возникающая на Дальнем Востоке, может быть решена за счет строительства дополнительных нефтеперерабатывающих предприятий. «Дальнему Востоку необходимо еще три нефтеперерабатывающих завода», – заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. Впрочем, аналитики считают, что обсуждать нужно не дефицит топлива, а проблемы с ценообразованием на этом рынке, которые в большей степени зависят от транспортных издержек на перевозку сырья и готового топлива.

По словам Ишаева, действующие в округе крупные НПЗ – в Комсомольске-на-Амуре (принадлежит «Роснефти», занимает половину местного внутреннего рынка) и в Хабаровске (входит в структуру НК «Альянс», треть рынка) – производят суммарно 12 млн тонн нефтепродуктов в год. В то время как потребности регионов ДФО превышают 35 млн тонн. «Недостающее топливо приходится завозить», – рассказал Ишаев (этим занимаются независимые трейдеры). Логика мыслей полпреда-министра, таким образом, проста – «закрыть» завозимые объемы собственной дополнительной переработкой.

Но все гораздо сложнее. Главная проблема топливного рынка Дальнего Востока – даже не дефицит, а чрезвычайная дороговизна ГСМ. Особенно для конечных потребителей. Скорее всего, именно об этом говорил и Ишаев, хотя его пресс-служба и сделала в распространенном сообщении упор на решение «проблемы дефицита топлива». Дороговизна же бензина определяется стоимостью перевозок по железной дороге. Так, и «Роснефть», и «Альянс» периодически получают от ФАС России предупреждения о недопустимости повышения ценников на заправках, но отбиваются от атак стандартным оправданием – большими транспортными издержками.

Вероятно, именно поэтому ФАС, выполняя поручение президента Владимира Путина (найти возможности для снижения высоких цен на бензин на Дальнем Востоке), на прошлой неделе предложила нетривиальный способ решения проблемы – поставлять бензин на локальные рынки регионов ДФО из Южной Кореи (там, по данным ФАС, имеются избыточные мощности по его производству). А взамен отправлять дизельное топливо в Европу. Как сообщил журналистам замглавы ведомства Анатолий Голомолзин, это будет «своеобразная своповая схема» (правда, больше никаких подробностей не прозвучало). В Минэнерго тоже не были готовы комментировать предложение. Виктор Ишаев идею и вовсе раскритиковал: «Своеобразная экономическая схема. Ведь Южная Корея не добывает нефть, а покупает ее у нас».

«В Южной Корее, действительно, наблюдается избыток бензина, который можно оперативно поставлять в нуждающийся регион через порт Козьмино. Однако сравнительно недорогой корейский бензин может вытеснить отечественные компании, так как ни "Роснефть", ни НК "Альянс" не смогут поддерживать цены на одном уровне с Кореей. В итоге производство бензина станет для них экономически невыгодным, – перечисляет опасности аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева. – К тому же, чтобы воспользоваться избытками бензина наших азиатских друзей, России придется уступить Южной Корее европейский рынок сбыта дизельного топлива. Таким образом, наша страна рискует проиграть дважды. Первый раз – лишив российские компании на Дальнем Востоке поддержки. Второй – уступив рынок дизельного топлива». Кстати, НК «Альянс» также подтвердила газете «Коммерсантъ», что два года назад уже анализировала закупки в Южной Корее, но цены там оказались гораздо выше российских. Рассчитывать же на то, что положение на рынке изменят поставки бензина из Сибири и Урала, вряд ли стоит: все снова упирается в транспортировку. «Если везти горючее железной дорогой, то транспортные издержки будут слишком высоки и стоимость бензина будет очень высокой», – напоминает Анна Кокорева.

Вполне возможно, что ситуация изменится в лучшую сторону только после запуска второй очереди нефтепровода ВСТО. «Строительство дополнительных НПЗ вряд ли даст тот эффект, которого хотят добиться власти, поскольку до тех пор, пока транспортировка осуществляется на заводы с помощью железнодорожных перевозок, в условиях сдерживания розничных цен на топливо, нефтяные компании работают на грани рентабельности. Однако несвоевременными эти меры также назвать нельзя, так как уже в 2015 году ожидается начало использования мощностей нефтепровода ВСТО, и в этом контексте начало строительства новых НПЗ вполне разумно и логично», – считает председатель правления инвестиционной компании Concern General Invest Андрей Никитюк. Анна Кокорева напоминает, что прямая подача топлива через нефтепровод ВСТО на Хабаровский НПЗ начнется в 2015 году. «Это позволит увеличить производство бензина, усилить конкуренцию и держать цены на приемлемых уровнях», – считает аналитик. Сейчас же завод испытывает серьезный дефицит сырья: собственная добыча предприятий НК «Альянс» лишь на 70% обеспечивает его загрузку, остальное приходится закупать на рынке. «Завод не используется на полную мощность из-за отсутствия подключения к нефтепроводу, он получает сырье по железной дороге, что существенно увеличивает затраты на транспортировку, которые закладываются в стоимость бензина. Да и стоимость самого сырья растет», – объясняет Кокорева.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
  3. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
Реклама