Идея есть, патента нет

29 мая 2013, 11:30

Здравствуйте. Стоит ли разработчикам сначала патентовать свои идеи, прежде чем представить их? Другими словами, как избежать опасности копирования или даже «клонирования» на ранней стадии проекта?

  • Глеб Давидюк
    Глеб Давидюк iTech Capital, управляющий партнёр
    На ранней стадии избежать опасности копирования, к сожалению, невозможно, потому что из-за асимметричности информации за ту или иную идею параллельно борется большое количество участников рынка.

    Вы не знаете, кто и что изобретает одновременно с вами, и никогда не узнаете. А уже после того как идея реализована и доказана свою успешностью, любые формы защиты обязательны.
  • Марина Майстренко
    Марина Майстренко QIWI, директор по развитию и инновациям
    Запатентовать идею в рамках российского законодательства невозможно. В противном случае прогресс бы замер, так как нереализованные, но перспективные идеи были бы запатентованы, и от желающих воплотить такой проект в жизнь потребовались бы дополнительные финансовые вливания в покупку патента.

    Патентовать можно результат интеллектуальной деятельности: изобретение, программное обеспечение, способ производства и тому подобное. Но и здесь нет гарантии, что никто не скопирует ваше ПО, поставив несколько дополнительных строчек кода — в России с этим особенно сложно.

    Да и патентные войны, на примере Apple и Samsung, не дают выигрыша ни одной из компаний. Есть еще такое понятие как «эффективное нарушение», когда выгода от нарушения патента превышает штраф, который необходимо будет заплатить.

    Чтобы избежать копирования проекта, нужно создать качественный сервис и быстро его запустить. Даже если конкуренты скопируют проект, но сделают это позже, то не добьются схожего качества — у них уже не будет конкурентного преимущества.

    Ну а в дальнейшем нужно не терять темпа и улучшать качество, чтобы конкуренты не смогли опередить.
  • Евгений Гордеев
    Евгений Гордеев Russian Ventures, управляющий партнёр
    Никак. Идеи никому не нужны. У любого профессионала идей как семечек у бабули на базаре. Вопрос лишь один — реализация и качество.

    Лень губит 90% проектов. Человек просто лежит себе на завалинке и где-нибудь в социальной сети мечтает, как он сделает тот или иной проект.