Интернет аккумулирует прибыль

Москва, 06.06.2013
Как отмечается в ежегодном исследовании PriceWaterhouseCoopers (PwC) «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2013-2017 годы» (Global Entertainment & Media Outlook 2013-2017), выручка индустрии развлечений и СМИ будет расти в течение периода прогноза во всех странах мира, однако темпы ее роста будут отставать от глобального ВВП. В среднем глобальный рынок развлечений и СМИ будет увеличиваться на 5,6% в год в течение пяти лет; ВВП в номинальном выражении будет расти ежегодно в среднем на 7,2%.

Иллюстрация: Эксперт Online

В 2012 году рынок развлечений и СМИ в России вырос на 14% по сравнению с 2011 годом (до 25,4 млрд долларов США). При этом российский рынок остается одним из самых динамичных в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), занимая шестое место. В PricewaterhouseCoopers ожидают, что в прогнозном периоде его средний темп годового роста (CAGR) составит 9,4% и к 2017 году рынок вырастет до 39,8 млрд долларов. В то же время восемь так называемых звездных рынков развлечений и СМИ таких стран и регионов, как Китай, Бразилия, Индия, Россия, Ближний Восток и Северная Африка, Мексика, Индонезия и Аргентина, при своих существенных объемах продемонстрируют высокие темпы роста. В 2017 году на их долю будет приходиться 22% общемировой выручки по сравнению с 12% в 2008 году. Средние темпы годового роста в этих странах более чем в два раза превысят темпы роста глобального рынка этой индустрии.

По прогнозам компании, наиболее динамично развивающимися сегментами рынка станут интернет-реклама (20%), доступ в интернет (14,5%) и платное телевидение (11,9%). Газеты продемонстрируют низкий темп роста (1,4%), а динамика рынка образовательной литературы будет отрицательной (–3,7%). Основным драйвером роста интернет-рекламы является сегмент интернет-доступа, который активно рос в последние годы и продолжит свое развитие в дальнейшем. Выручка данного рынка удвоится — с 6,4 млрд долларов США в 2012 году до 12,7 млрд долларов в 2017 году. Рост будет обеспечиваться в основном за счет предоставления услуг мобильного интернета.

Российский рынок ТВ-рекламы активно восстанавливался после кризиса 2009 года: годовой объем выручки вырос с 2,7 млрд долларов в 2009 году до 4,2 млрд в 2012 году, при этом средний темп годового роста (CAGR) составил 11%. По прогнозам, в 2017 году этот рынок будет оцениваться в 5,4 млрд долларов. Рынок видеоигр в России стремительно и стабильно растет. Совокупная выручка сегмента в 2008 году составила 873 млн долларов, а в 2012 году достигла уровня 1,2 млрд. Таким образом, годовой прирост составил 11%. По оценкам PwC, к 2017 году объем рынка видеоигр может составить 1,8 млрд долларов, годовой темп роста будет снижаться с двузначного числа до 8% и в 2014 году закрепится на этом уровне.

Рынок развлечений зависит от общего благосостояния экономики, уровня заработной платы населения, развития законодательной базы, говорит главный аналитик ИФК «Солид» Ибрагим Боташев. Во времена кризиса эта одна из первых отраслей, в которой урезаются бюджеты. После кризиса экономика активно восстанавливалась, что благоприятно сказалось на данном сегменте. Кроме того, значимым фактором является то, что в России растет число торгово-развлекательных площадей, где этому сегменту рынка найдется достаточно места. По сравнению с 2011 годом в прошлом году в федеральных центрах РФ прирост площадей в ТРЦ составил порядка 4,4 млн кв. м, где 25% пришлось на Москву и Санкт-Петербург. Так, по приросту лидировал Краснодар: насыщенность квадратными метрами на 1 тыс. человек в этом городе увеличилась с 1514 до 1802 кв. м. Далее по приросту идут Екатеринбург, Уфа, Самара, Воронеж. Таким образом, именно эти города, разумеется, после Москвы, будут наращивать обороты в развлекательном сегменте. Эксперт прогнозирует, что среднегодовые темпы роста рынка развлечений в России составят 5–8% в год, причем рентабельность видеоигр и кино будут немного выше.

Между тем развлекательному контенту в России мешает распространяться слабая защита авторских прав, низкое качество доступа в интернет, невысокий уровень средней заработной платы и демографические проблемы, говорит советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко. При расчете показателей развития используются цифры рынка, которые не учитывают теневой сектор развлечений: файлообменники, социальные сети, нелегальное распространение медиапродуктов. Незаконное распространение контента недостаточно активно преследуется в России, поэтому у рынка мало предпосылок к росту, несмотря на то что эксперты отмечают динамичное развитие рынка развлечений и СМИ.

Низкая скорость доступа в интернет не позволяет потребителям приобретать цифровой контент в любом удобном месте. Небольшие зарплаты не позволяют гражданам выделять достаточное количество денежных средств на потребление контента, что также мешает рынку расти. На показателях сказываются и проблемы рождаемости 1980-х и 1990-х годов. Молодежь — основной потребитель развлечений. Население России постепенно стареет, пенсионеров становится больше, трудоспособного молодого населения — меньше. Такое предположение подтверждается показателями развития рынка развлечений в Китае, Бразилии, Индии, Аргентине и так далее — там население молодеет, демографических провалов нет. Все эти проблемы можно преодолеть, уверен Алексей Онищенко, но для этого необходимо много времени и усилий государства. Наведение же порядка в сфере защиты интеллектуальной собственности — дело не одного года.

Тем не менее ряд сегментов рынка развлечений действительно дает основания ждать от сектора уверенного роста. Так, рынок интернет-рекламы является сейчас самым динамичным направлением, поскольку вся активная аудитория, у которой есть деньги, находится именно в Сети, отмечает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. К тому же действие этой рекламы сказывается в моменте — вещь, которую рекламируют, можно в интернете же и приобрести. Второй важный момент — экспансия платных сервисов Itunes и Google, которые предлагают большое число платных приложений, и борьба с пиратством, которая ощущается даже в России. Упадок печатных СМИ давно не является секретом, они переносят весь свой контент в интернет, потому что это значительно удобнее для пользователей. Безусловно, стоит ожидать роста доходов и от киноиндустрии за счет сегмента 3D и распространения платного контента.

Еще одним важным фактором роста рынка развлечений, по словам Вячеслава Орехова, заместителя генерального директора, SAP СНГ, является  развитие «умных» мобильных устройств в России, рынок которых также стремительно увеличивается. По оценкам J’son & Partners Consulting, продажи мобильных устройств с возможностью доступа к мобильному интернету в 2015 году достигнут 22,2 млн смартфонов (против 12,7 в 2012-м) и 5,8 млн планшетов (2,5 в 2012-м). В настоящее время с помощью мобильных приложений решается целый комплекс задач в разных областях бизнеса и в жизни простых людей. В том числе происходит «мобилизация» сферы развлечений. Поэтому, полагает эксперт, рост распространенности электронного контента крайне вероятен.

У партнеров



    Как заманить инвестора

    Российские регионы активно борются за инвестиции. В этом году лучшим местом для бизнеса стала Москва

    Россия активизирует геологоразведку в Арктике

    Государство разрабатывает методы экономического стимулирования разведки труднодоступных месторождений

    ОМС, Газпром нефть, Почта России, Сбербанк Лизинг и еще 50+ компаний на сцене ACCELERATE*

    16-17 октября в московском Экспоцентре состоится масштабное бесплатное мероприятие для представителей бизнеса и ИТ-сообщества. Лидеры крупнейших организаций России в рамках 15 тематических секций поделятся опытом ускорения бизнеса в цифровую эпоху с 5000 аудиторией.
    Участие бесплатное, присоединяйтесь!
    *ускорение

    Идеальный ингредиент

    Сегодня практически все население Земли регулярно потребляет продукты, содержащие пальмовое масло. Попытки некоторых производителей и ритейлеров «слезть с пальмы» показывают: заменить пальмовое масло фактически нечем. Более того, медики, экологи, представители пищевой отрасли настоятельно просят этого не делать и развенчивают мифы вокруг этого продукта

    Финал спартакиады промышленников «Моспром»

    21 сентября в «Лужниках» пройдет финал спартакиады промышленников «Моспром» — уникальное событие, где в разных видах спорта за звание самого спортивного завода сразятся те, кого мы привыкли видеть у станков или конвейеров: инженеры, проектировщики, авиа- и приборостроители, энергетики, нефтяники и научные работники. Спартакиада «Моспром» проходит в столице впервые.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Новый скандал в США: что пообещал Трамп Зеленскому
      Дональда Трампа подозревают в том, что он пообещал что-то украинскому президенту в обмен на расследование деятельности Джо Байдена на Украине
    2. Отбирают налог
      Отмена налога на вмененный доход приведет к сокращению числа рабочих мест, повышению налоговой нагрузки на компании и возможному росту цен на 10–30 процентов
    3. Европа насытилась газом
      Объемы поставок российского газа в страны дальнего зарубежья упали к середине сентября 2019 года на 4% в годовом сопоставлении
    Реклама