Снижение это, правда, не будет значительным. «Одни экономические показатели говорят в пользу одного решения, другие — в пользу другого решения. Выскажу осторожное предположение, что вариант повышения процентных ставок вряд ли вообще будет рассматриваться. Возможно, мы все процентные ставки оставим неизменными, не исключаю такое решение, при котором некоторые процентные ставки будут снижены, а другие останутся неизменными», — отметил глава ЦБ. По его мнению, потенциал снижения среднесрочных ставок ЦБ составляет 0,25 процентного пункта.
Окончательное решение будет принято на заседании совета директоров ЦБ 10 июня.
На предыдущем заседании в мае Банк России сохранил ставку рефинансирования на уровне 8,25% и базовую ставку репо на уровне 5,5%, одновременно снизив на 0,25 процентного пункта ставки по операциям на длительные сроки.
Напомним, что 24 июня Сергей Игнатьев покидает должность главы Банка России. Его сменит бывший министр экономического развития РФ, помощник президента России Эльвира Набиуллина. С приходом нового главы ЦБ экономисты и представители бизнеса связывают возможное смягчение денежно-кредитной политики в стране.
На пленарном заседании Государственной думы в начале апреля она, в частности, заявила, что «…при выборе политики Центральному банку необходимо найти правильный баланс между задачей обеспечения стабильности и устойчивости и задачей развития. От снижения инфляции доступность кредитов автоматически не вырастает. Нам нужно развивать систему рефинансирования коммерческих банков, чтобы они получали доступ к ликвидности».
Вопрос о доступности кредитов для бизнеса встал особенно остро на фоне замедления темпов роста экономики. В апреле Минэкономразвития ухудшило прогноз по росту российской экономики на 2013 год с 3,6 до 2,4%, в правительстве заявили о рисках вступления в рецессию уже осенью, если государство не примет мер.
Тогда же президент Владимир Путин поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову и своему помощнику Эльвире Набиуллиной представить предложения по развитию экономики страны. В числе предлагаемых мер по ускорению роста ВВП были названы снижение процентных ставок и повышение доступности кредитов.
Наиболее горячим сторонником смягчения денежно-кредитной политики страны и возложения ответственности за экономический рост на Центробанк среди чиновников оказался министр экономического развития Андрей Белоусов.
Серьезность сложившейся ситуации отметил сегодня и сам Сергей Игнатьев. Тревогу у него вызывает резкое падение прибыли предприятий, наблюдавшееся в последний раз в кризисном 2009 году. «Этот показатель имеет важное значение, поскольку прибыль предприятия остается основным источником частных инвестиций», — сказал Игнатьев.
Между тем инфляция, подогреваемая ростом цен на некоторые продовольственные товары, остается выше установленного таргета 5–6% на этот год. По данным Росстата, годовой темп инфляции вырос в мае до 7,4% с 7,2% месяцем ранее.
В числе других проблем, на которые указал регулятор, — мощный отток капитала из страны, который пока не имеет тенденции к снижению и является основной причиной ослабления рубля.
«Надеюсь, что отток прекратится, соответственно, курс рубля будет укрепляться», — сказал Игнатьев, добавив, что считает маловероятным серьезное ослабление рубля при сохранении нынешнего уровня цен на нефть.
Снижение ставки рефинансирования вкупе с увеличением господдержки ключевых отраслей экономики может стабилизировать ситуацию, считают экономисты.
«Снижение ставки рефинансирования со стороны ЦБ позволит стагнирующему реальному сектору экономики страны облегчить доступ к кредитным ресурсам для развития предприятий. Причем указанный маневр со стороны Центрального банка по смене тренда ставок с повышательного на понижательный может, в том числе и психологически, мотивировать предпринимателей к получению кредитов для своих предприятий», — считает директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
По мнению Олега Солнцева из ЦМАКП, основная проблема, мешающая инвестициям и развитию — краткосрочное финансирование. Все диспропорции связаны не с тем, что у предприятий много долгов, а с тем, что долги короткие. И кризисные ситуации возникают тогда, когда предприятия вынуждены перекредитовываться, гасить один короткий долг другим коротким долгом. Естественно, в таких условиях, речь о долгосрочных инвестициях не идет.
«Длинный долг — безопасный. Он не несет в себе макроэкономических рисков», — подчеркивает Солнцев. Он считает, что грамотная денежно-кредитная политика может защитить экономику от шоков денежного предложения, вызванных колебаниями внешней конъюнктуры.