Кто заплатит за банкет?

22 июля 2013, 13:50
Иллюстрация: Эксперт Online
ФОМ: за легальный контент готовы платить лишь 25% пользователей Рунета

По данным всероссийского опроса, проведенного ФОМ в июне 2013 года, 62% интернет-пользователей не могут отличить легальный контент от нелегального. Среди тех, кто готов платить за легальный контент, этот показатель лишь немногим меньше: 57%. За два года, несмотря на антипиратские кампании, доля «неразборчивых» пользователей выросла на 7%. Как отмечает CNews, на первое место в качестве признака легальности вышло качество.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) совместно с порталом TheRunet.com провел исследование на тему «Авторское право и легальный контент в Сети: взгляд со стороны пользователя». Хотя легального контента стало больше, 40% аудитории Рунета все еще не готовы платить за доступ к нему (два года назад таких было 43%). Сегодня платить за легальный контент готов лишь каждый четвертый интернет-пользователь (25%), а 36% опрошенных затруднились ответить на вопрос.

Среди мотивирующих факторов в пользу легального платного контента определяющими продолжают оставаться высокое качество (38%), а также надежность и безопасность (17%). Заметно уменьшилась доля людей, считающих, что труд авторов должен оплачиваться (с 11 до 6%). Те, кто не готов платить за легальный контент, ссылаются на недостаток средств (35%) или считают, что «нет смысла платить за то, что можно найти бесплатно» (18%).

Качают меньше

Но для легальных сервисов и правообладателей есть и хорошие новости. Потребление аудио- и видеоконтента в интернете растет - более чем две трети аудитории просматривали/прослушивали или скачивали медиаконтент в сети. Потребление видео популярнее, чем прослушивание или скачивание аудио, причем доля пользователей, скачивающих видео, заметно упала (с 37 до 27%). При этом 11% аудитории Рунета скачивают контент для мобильных устройств.

Более 16 млн пользователей Рунета готовы платить за развлечения, а более 20 млн считают наиболее эффективным способом борьбы с пиратством легальные бесплатные сервисы. Эксперты ФОМ и TheRunet.com полагают, что этой аудитории достаточно для выстраивания новых бизнес-схем по распространению легального контента. Как показало исследование, качество и удобство для пользователей важнее, чем моральные или даже ценовые побуждения.

Несмотря на то, что почти половина опрошенных пользователей сталкивалась в интернете с предупреждениями, что использование, просмотр или скачивание аудио или видео запрещено правообладателем, только 19% считает это эффективной мерой по борьбе с пиратством. В то же время, 12% считает, что с пиратством в Сети бороться не нужно вовсе — это бесполезно, дорого и вредно для свободы информации.