Лоукостеры вновь расправляют крылья

Москва, 10.10.2013
Дочерняя компания «Аэрофлота» «Добролет» готова перевозить пассажиров на 40% дешевле. После введения поправок в Воздушный кодекс у авиакомпаний появится возможность устраивать распродажи невозвратных билетов, исключать из тарифа обработку багажа и стоимость питания. Однако авиаторы считают, что для появления новых лоукостеров следует существенно снизить издержки аэропортов и уменьшить НДС для авиакомпаний. Это основные причины, по которым обанкротились первые российские лоукостеры «Авианова» и SkyExpress. Выход на рынок по-прежнему слишком дорогой и сроки окупаемости длительные, поэтому маловероятно, что опыт лоукостеров-банкротов кто-то захочет повторить. Другое дело – создание дискаунтера под крылом крупной компании, которая может обеспечить «дочку» и хорошими условиями в аэропортах, и технической базой, и даже закупаемым оптом дешевым топливом.

Фото: ИТАР-ТАСС

«За счет снижения затрат лоукостер сможет успешно конкурировать с железнодорожным транспортом (прежде всего СВ и купе, а при существенном снижении цены лоукостером готовы летать и пассажиры плацкарта)», – говорится в презентации авиакомпании «Аэрофлот».

«Добролет» будет перевозить пассажиров из Москвы в восемь российских городов: в Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Самару, Махачкалу, Уфу, Калининград, Новый Уренгой. На втором году работы он будет летать уже в  19 городов, на третьем – в 26, а в 2016 году откроет зарубежные рейсы: в Киев, Ереван и Стамбул.

«Аэрофлоту» принадлежит 100% в уставном капитале лоукостера. По расчетам главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, за три-четыре года капитализация «Добролета» вырастет до 1,2–1,4 млрд долларов. В то время как капитализация самого «Аэрофлота» сейчас около 2 млрд долларов. Инвестиции в проект составят за два года 100 млн долларов. Причем, по словам Савельева, за это время «Добролет» выйдет на самоокупаемость.

В год запуска парк лоукостера составит восемь самолетов Boeing 737-800 NG. Первый из них «Аэрофлот» уже получил в лизинг у дочерней компании «Ростеха» «Авиакапитал сервиса». На пятый год полетов в парке «Добролета» будет уже 40 таких самолетов. Парк авиакомпании будет пополняться исключительно за счет новых машин.

Снижение стоимости авиабилетов стало возможно после разработки поправок в Воздушный кодекс, которые вскоре будут приняты Госдумой. Теперь авиакомпании могут исключать из тарифа стоимость обработки багажа, питания, а главное – экономить на безвозвратных билетах. Только за счет невозврата денег опоздавшим пассажирам компания может снизить издержки до 25% от общей стоимости билета. Но эксперты считают, что при этом продажи обычных билетов у авиакомпании существенно не снизятся, поскольку до 80% пассажиров лоукостера – это новые привлеченные клиенты. Те самые, что пересядут с поезда и автомобиля на самолет.

«Безусловно, принятие поправок в Воздушный кодекс будет стимулировать авиакомпании к созданию своих лоукостеров, – сообщил "Эксперту Online" генеральный директор "Оренбургских авиалиний" Виктор Зюкин. – Но для этого надо решить главную проблему – снижение стоимости услуг аэропортов. Они вполне могли бы снизить стоимость парковочных мест, особенно это касается столичных аэропортов».

Кстати, дороговизна услуг аэропортов называлась одной из причин банкротства в 2011 году российского лоукостера компании «Авианова». Впрочем, главной причиной все же считается конфликт акционеров российской A1 (принадлежала «Альфа-групп») и американским Indigo Partners. Вслед за ней разорился и первый российский лоукостер  Sky Express. Им было трудно конкурировать с крупными авиакомпаниями, обслуживание которых у аэропортов было в приоритете. К тому же они не могли экономить за счет оптовых покупок топлива, как это делают их крупные конкуренты. В этом смысле «Добролет» будет чувствовать себя вполне комфортно под крылом материнской компании, которая сможет обеспечить и выгодные условия от аэропортов, и дешевое топливо.

«Я бы не сказал, что в России плохие условия для лоукостеров. На международных направлениях у нас успешно они работают. А этом году появились новые лоукостеры – венгерская компания Wizz-Air и английская Eizy Jet, которые тоже работают на зарубежных направлениях, – сообщил "Эксперту Online" Сергей Извольский, советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). – Как и во всем мире, на внутренних перевозках могут работать авиакомпании с участием не менее 75% в капитале российского резидента. Был у нас опыт работы с иностранным инвестором, небезызвестной компанией "Авианова", но она распалась из-за взаимного непонимания между акционерами. В целом же после принятия поправок в Воздушный кодекс условий для развития лоукост-моделей стало больше. Способствовать этому будет и постановление правительства, направленное на развитие авиаперевозок внутри страны».

«Вообще-то регулируемые тарифы в столичных аэропортах ниже, чем в региональных, – говорит Владимир Киселевич, заместитель генерального директора ГУП "Аэропорт Оренбурга". – Просто потому, что у регионов меньше пассажиропоток, а расходы те же самые на содержание всех служб. Другое дело, что мощным толчком к появлению новых лоукостеров и снижению цен у других авиакомпаний будет способствовать снижение НДС для авиации с нынешних 18% хотя бы до 10%. Об этом давно на всех уровнях говорит Центр стратегических разработок гражданской авиации. Но его пока не хотят слышать».   

«То, что появлению лоукостеров мешает отсутствие аэропортов второго эшелона, – это одна из точек зрения, – говорит Сергей Извольский. – Та же Eizy Jet летает из аэропортов первого эшелона, им это не мешает. Хотя планы такие есть, насколько я знаю, у авиакомпании "Ют Эйр" – они хотят базироваться в аэропорту в Калужской области. Но не думаю, что это поможет существенно снизить цены на билеты».

У «Добролета» только одна угроза – экономический спад

Об основных преимуществах создания лоукостера и рисков для него поговорили с главным редактором портала «Авиапорт» Олегом Пантелеевым.

– Олег, прежде всего, скажите о возможных угрозах для «Добролета». Все-таки лоукост считается рискованным бизнесом.  

– Я не вижу больших рисков для новой компании. Есть только одна угроза – это  экономический спад, вследствие чего может серьезно снизиться пассажиропоток. Но, как показывает европейский опыт, именно в кризис и запускается большинство лоукост-проектов.

– Тогда перечислите основные преимущества новой компании.

– Перспективы у «Добролета» очень впечатляющие: «Аэрофлот» располагает мощными финансами. То есть проблем с ликвидностью не будет. Кроме того, он сделал компанию на базе нового авиапарка, то есть больших издержек на обслуживание самолетов тоже не будет. Плюс у «Аэрофлота» большой опыт, и он сможет на льготных условиях договариваться в части подготовки пилотов, аэропортового обслуживания. И, конечно, что немаловажно, может покупать топливо со скидкой оптом.

– Насколько могут снизиться продажи обычных билетов у самого «Аэрофлота» и других авиакомпаний?

– Не думаю, что упадут продажи основных направлений «Аэрофлота». Так же не факт, что существенно обострится конкуренция с другими авиакомпаниями. По опыту известно, что за счет дешевых авиабилетов привлекаются новые пассажиры – до 80%. Это те, кто ранее пользовался железной дорогой или передвигался на автомобиле.  Но, конечно, процентов на 20 снизятся и продажи обычных билетов самого «Аэрофлота», и на единицы или доли процентов у его конкурентов. Но думаю, что эти издержки с избытком покроет привлечение новых клиентов, к тому же пассажиры «Аэрофлота» вряд ли уйдут в другие авиакомпании. Они пересядут на «Добролет».

– Насколько принципиальную роль играют поправки в Воздушный кодекс?

– Поправки в Воздушный кодекс по невозвратным билетам и багажу, безусловно, способствуют созданию новых лоукостеров. У нас дороговизной авиабилетов недовольно и население, и власть. Поэтому после встречи Владимира Путина с гендиректором «Аэрофлота» Савельевым Минтранс столь оперативно разработал поправки в Воздушный кодекс. И вполне логично и символично, что именно государственная компания «Аэрофлот» запустила первого лоукостера. Это своего рода и социальная нагрузка, и сигнал государства другим авиакомпаниям.

– И все таки опыт прежних лоукостеров показывает рискованность этого бизнеса.

– Неудачный опыт прежних лоукостеров мало связан с законодательными ограничениями. «Авианова» обанкротилась большей частью из-за противоречий между акционерами. У них, кстати, денег было больше, чем сейчас у «Добролета». SkyExpress не смогла снизить издержки на содержание и обслуживание парка самолетов, который у нее был довольно старым, а потому и дорого обходился. «Авианова» хотя и обладала новыми самолетами, но не смогла организовать эффективную систему продаж билетов.

– Можно ли ожидать выход на рынок лоукоста иностранных компаний?

– На международных направлениях они и так успешно работают. Но могут прийти и на внутренние. Не вижу явных препятствий для этого. Можно создать дочернюю компанию в России и спокойно работать на правах резидента. Так что непреодолимых препятствий для создания лоукостеров нет, но в то же время говорить, что этот рынок у нас особо привлекателен, тоже нельзя.

– И почему?

– Вход на рынок у нас слишком дорогой. По закону авиакомпания должна иметь не менее восьми самолетов, а условия для лизинга не такие уж привлекательные. На каждый самолет должно быть не менее десяти пилотов, плюс технический персонал и прочее – расходы немалые. Мало у кого есть столько свободных средств, а сам авиабизнес высокодоходным не назовешь. Издержки большие, а выручка не позволяет быстро окупить вложения. Но, думаю, инвесторы сейчас будут присматриваться к опыту «Аэрофлота» – и, возможно, потом тоже возьмутся за создание лоукостеров. Тем более что рынок авиаперевозок у нас растет быстрыми темпами. Главным образом за счет развития туризма.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама