Декабрь 2013-го в Киеве выдался не по-зимнему жарким. Столбики термометров стабильно показывали ниже ноля, шел снег, но в столице, особенно на центральной площади Независимости, кипели нешуточные страсти. Пока все идет к тому, что через девять лет после «оранжевой» в Украину пришла новая революция. Название ей, кажется, еще не придумали. Наверное, потому что вариантов много: зимняя, снежная, декабрьская. Или, к примеру, птичья, что является намеком на спецназ МВД Украины – подразделение «Беркут», жесткая реакция которого в один из первых дней в немалой степени способствовала повышению градуса страстей, бушующих на майдане Незалежности.
Еще новую революцию вполне можно назвать «европейской». Это дань Евросоюзу, который в немалой степени ее спровоцировал. Причем если бы «Беркут», который по странному стечению обстоятельств в один из декабрьских дней как раз отмечал 25-й день рождения, не проявил чрезмерную жестокость при разгоне демонстрантов, то оппозиция наверняка нашла бы другой повод для обострения ситуации. Что же касается Европы, то она стояла у самых истоков конфликта: не жалея сил, его разжигала, а сейчас старательно поддерживает огонь…
Такие похожие и такие разные
Киев и Бангкок разделяют многие тысячи километров, но декабрьские события в этих двух таких разных городах удивительно похожи. И на Украине, и в Таиланде оппозиция пытается свалить правительство и захватить власть. Предлоги для акций, конечно, разные, но суть одна – захват власти.
Даже тактически тайская и украинская оппозиции выбрали одинаковые приемы: захват правительственных зданий и учреждений.
И в Таиланде, и на Украине власть готова идти на уступки, но оппозиция, почувствовав запах крови, выдвигает все новые требования. Расчет, видимо, делается на то, что у власти не выдержат нервы и она применит силу. По-настоящему, а не так, как сейчас: слезоточивый газ, резиновые пули и дубинки.
Конечно, между Бангкоком и Киевом имеются и различия. Одно из наиболее бросающихся в глаза – реакция других стран на происходящие события.
Создается впечатление, что Запад как будто не видит того, что происходит в королевстве в Юго-Восточной Азии. Нет, конечно, МИДы разных стран советуют своим гражданам не ездить в Таиланд, пока там кипят страсти или в крайнем случае, если уж поехали, вести себя очень осторожно и держаться подальше от мест большого скопления людей.
Совсем другое дело – Украина. Здесь Брюссель и Вашингтон – само внимание. Здесь они проявляют такую трогательную заботу, что можно подумать, будто речь идет не о жителях бывшей советской республики, а о самих американцах и европейцах. Причем если заинтересованность Брюсселя еще можно хоть как-то объяснить географической близостью и тем, что происходящее в немалой степени является результатом деятельности Евросоюза, то отеческая забота Вашингтона, приславшего в Киев высокопоставленную сотрудницу госдепа, умиляет. Все уже как-то давно свыклись с тем, что янки везде и до всего есть дело. Мало кто обращает внимание и на то, что до Таиланда Вашингтону ближе, чем до Украины; но события именно в ней, а не в восточноазиатском королевстве волнуют американцев.
Впрочем, здесь-то как раз никакого особого секрета. Украина куда ближе к России, чем Таиланд. Вот и вся причина такого интереса и забот. Конечно, для Белого дома европейская Украина куда выгоднее и нужнее российской, потому что на ее территории всегда можно разместить какие-нибудь ПРО или как минимум припугнуть Кремль такой перспективой.
Привередливая невеста
Начался жаркий декабрь 2013-го, как водится, в ноябре. Формально причиной нынешнего резкого обострения обстановки на Украине стал срыв соглашения об ассоциации между Киевом и ЕС. Его подписание намечалось на саммите Евросоюза в Вильнюсе, который прошел в литовской столице в самом конце ноября. Несмотря на то что схожие соглашения в Вильнюсе должны были подписать также Молдова и Грузия, саммит изначально готовился, если можно так выразиться, «под Украину». Именно соглашение об ассоциации с Киевом должно было стать, по мнению европейских стратегов, триумфом «Восточного партнерства» – проекта, затеянного шведским министром иностранных дел Карлом Бильдтом и его польским коллегой Радеком Сикорским для более тесного сотрудничества объединенной Европы с шестью республиками бывшего СССР. Украина из них самая большая и самая важная – то, что называют «лакомый кусок».
Вот только в европейское горло он не пролез, застрял. В последний момент, буквально за считанные дни до открытия вильнюсского саммита, президент Украины Виктор Янукович в буквальном смысле этого слова оглушил своих европейских партнеров, заявив, что Украина приостанавливает переговоры о соглашении и, естественно, подписывать его в Вильнюсе не будет.
Киев сделал непростой выбор в пользу России. Украина оказалась в самом центре большой геополитической игры. Запад в лице ЕС и Восток в лице России усиленно предлагали ей руку и сердце и всячески обхаживали. Киев же, как привередливая невеста, долго выбирал, и когда у западного кавалера уже возникла уверенность, что пора готовиться к свадьбе, он сделал неожиданный финт, начал строить глазки его сопернику и заявил, что свадьба с Брюсселем откладывается.
Конечно, говорить о славянском братстве и единстве глупо. На первом месте у Киева, когда он принимал решение не подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, стоял, конечно же, меркантильный интерес.
Москва пообещала привередливой невесте намного больше. Если Европа старалась как можно меньше говорить о деньгах и называла смешные суммы, а напирала больше на моральные ценности, которые в Брюсселе тесно ассоциируются только со словом «европейские» и на худой конец – «американские», но никак не со словом «российские», то Россия делала вполне конкретные предложения, от которых, как говорят, трудно отказаться.
Европейские ценности – это, конечно, хорошо, но попробовать, что это такое, удастся далеко не сразу, если вообще когда-нибудь удастся. Украинская промышленность же светлого будущего ждать не хочет. Когда восточный сосед только-только обозначил, что ждет Украину в составе объединенной Европы и что она теряет, уходя на запад, она, ее промышленность, сразу напряглась. Появилась одышка, начались судороги. Данные об убытках, которые понес украинский бизнес, противоречивы, но одно очевидно и бесспорно: речь идет о миллиардах, терять которые Украине в ее теперешнем тяжелом финансово-экономическом положении смерти подобно.
Об этом откровенно, потому что иначе нельзя, говорил и украинский премьер Николай Азаров. Об этом так же откровенно говорил и президент Янукович.
Журавлю предпочли синицу
В общем, Киев предпочел синицу в руках журавлю в небе. Брюсселю это, конечно, не понравилось. В европейской столице, похоже, до последней минуты надеялись на чудо и уговаривали Виктора Януковича, приехавшего в Вильнюс, подписать соглашение. Когда же стало ясно, что главная героиня окончательно отказалась играть отведенную ей сценаристом незавидную роль, не смогли скрыть своего раздражения и недовольства. Причем делали это так открыто и вызывающе, что находившийся в это же время с официальным визитом в Италии российский президент Владимир Путин был вынужден публично осадить своих «хороших европейских друзей» и попросить их вести себя спокойнее, не нагнетать страсти.
Европейцы сполна отыгрались на Януковиче. То, как на него давили и как с ним обращались на литовском саммите, вызвало к нему наверняка некоторую симпатию и жалость даже у оппонентов.
Брюссель и Вашингтон, который тогда еще старался держаться в тени, немедленно показали украинскому президенту, что он играет с огнем. События после его возвращения из Литвы развивались с молниеносной быстротой. Провокации противников власти и чей-то приказ «Беркуту» приступить к решительным действиям, захват киевской мэрии и ряда других правительственных зданий и штурмы других, обвинения власти и оппозиции в адрес друг друга и призывы проявлять мудрость и спокойствие… В общем, все как всегда.
Никакие заявления правительства о том, что Украина не прекратила переговоры о вступлении в ЕС, а только временно их приостановила и что сам Виктор Янукович и правительство видят будущее страны только вместе с Европой, никакого эффекта на противников власти не оказали. Оппозиция требует то подписания соглашения с ЕС, то отставки правительства, то ухода президента. Для всех уже очевидно, что если власть будет выполнять ее требования, то она станет выдвигать все новые и новые, все более и более невыполнимые.
То же самое, кстати, происходит и в Таиланде. И там власть в лице премьер-министра Йинглак Чинават пошла на большие уступки, даже согласилась распустить парламент и провести досрочные выборы, но оппозицию это… не устроило. По вполне понятной причине: никакой мир ей не нужен, ее интересует только война до победного конца.
С кем вы, силовики?
Как будут развиваться события в Киеве, можно только догадываться. В первом тайме перевес оказался на стороне оппозиции: власти не удалось очистить майдан. Однако, несмотря на очевидную и, судя по всему, далеко не эфемерную поддержку Запада, рассчитывать на окончательную победу, по крайней мере – скорую, украинской оппозиции не приходится. Многое, конечно, будет зависеть от выдержки, у кого крепче нервы, а также от позиции силовых структур. Пока МВД и армия – на стороне правительства, а значит – перевес на стороне власти. Полиция изо всех сил старается не поддаваться на провокации и действует подчеркнуто спокойно. «Беркуты» пытались оттеснить демонстрантов, по доброй украинской традиции раскинувших на площади палатки, с занятых ими позиций, плотно став плечом к плечу и образовав живую стену.
Не стоит забывать, что у Виктора Януковича есть в рукаве как минимум два козыря. Во-первых, пока еще не сказала своего веского слова Россия, которую, как нетрудно догадаться, события у соседа волнуют не меньше, чем Америку. И во-вторых, у власти есть мощный резерв: восток страны, где сосредоточена большая часть украинской промышленности. Если запад Украины всегда тяготел к Европе, то восток – к России. Пока рабочие Донбасса еще не сказали своего веского слова, потому что им некогда митинговать. Только благодаря им Украина еще не остановилась окончательно.
Но если события в Киеве зайдут слишком далеко и если избежать столкновения между западом и востоком Украины не удастся, то вполне вероятны и многочисленные жертвы, и раскол страны по географическому признаку.
Материал опубликован на сайте «Эксперт-Казахстан»