Трудный выбор

Сергей Мануков
корреспондент Expert.ru
5 марта 2014, 12:05

Сирийская оппозиция должна решать, с кем ей воевать: с правительственными войсками или джихадистами.

Фото: РИА Новости

На прошлой неделе вся Сирия ждала, чем закончится история с ультиматумом, предъявленным одной джихадистской организацией другой. «Фронт аль-Нусра» потребовал от «Исламского государства Ирака и Шама» (ISIS) немедленно прекратить все враждебные действия против остальных повстанцев и предстать перед исламским судом. В противном случае, угрожал лидер «Нусры» Абу Мохаммед аль-Джулани, ISIS ждет изгнание не только из Сирии, но и из Ирака, где и зародилась эта организация и где она действовала до начала гражданской войны в Сирии.

Предлогом для выдвижения ультиматума стало убийство смертниками ISIS Абу Халида аль-Сури, эмиссара лидера «Аль-Каиды» Аймана аль-Завахири, присланного в Сирию, чтобы помирить радикальных исламистов.

В апреле прошлого года лидер ISIS Абу Бакр аль-Багдади объявил о слиянии ISIS с «Нусрой» и принятии командования над объединенной группировкой. Однако Джулани и Завахири, признающий своим представителем в Сирии только «Нусру», выступили против такого объединения. С тех пор две джихадистские организации воюют раздельно. «Нусра» воюет с режимом Асада и поддерживает союзнические отношения с умеренной оппозицией, а ISIS больше озабочена захватом территорий и насаждением на них законов шариата.

Срок ультиматума истекал в субботу. Однако уже в пятницу появилась информация, что отряды ISIS начали покидать позиции, в частности в Алеппо и его окрестностях, и отходить в провинцию Ракка.

Однако вскоре выяснилось, что ни о каком суде и подчинении ультиматуму речь не идет. ISIS производил перегруппировку сил. Джихадисты оставили те позиции, которые были слабы и на которых они были уязвимы. Из Ракки и одноименной провинции они никуда уходить не собираются. Так что, если в Дамаске и возникли опасения, что с отводом отрядов ISIS в стане оппозиции прекратятся междоусобицы и противники начнут воевать сообща, то они были преждевременны. Напротив, теперь, когда немногочисленная ISIS провела перегруппировку и сконцентрировала свои силы в одном месте, выбить ее оттуда будет значительно труднее, чем раньше.

Сирийская оппозиция сейчас находится перед нелегким выбором: продолжать и дальше мириться с присутствием ISIS или начать крупное наступление против этой наиболее радикальной организации в Сирии, но при этом еще больше ослабить позиции на фронтах, где им противостоят правительственные войска. Противники ISIS, конечно, понимают, что потери в результате такого наступления будут очень высоки, потому что боеспособность джихадистов ни у кого и у их противников, особенно, не вызывает сомнений. В результате продолжающихся уже два месяца междоусобных боев отрядов оппозиции с обеих сторон погибли более 3 тыс. человек.

Сейчас, по мнению наблюдателей, многое будет зависеть от ISIS и от способности и желания руководства этой организации хотя бы немного умерить религиозное рвение, которое вызывает раздражение у всех в стране.

Сейчас главным центром ISIS стал город Ракка. Жители этого крупного по сирийским меркам города имеют полное представление, какой будет их жизнь в том случае, если ISIS одержит победу и создаст свой халифат со столицей в их городе. Они уже несколько месяцев живут по законам шариата и сыты ими по горло. Горожане называют Ракку Тора Борой в честь укрепленного лагеря бен Ладена в Афганистане и говорят, что у них такое ощущение, будто власть в городе захватили талибы.

Последним указом лидера ISIS и самопровозглашенного эмира халифата Ракка Абу Бакра аль-Багдади стало требование к христианам, живущим в городе, платить налог, если они хотят продолжать жить «под защитой» «Исламского государства». Налог должен уплачиваться два раза в год. Его размеры зависят от доходов плательщиков. Богатые христиане должны платить денежный эквивалент половины унции золота (15 г), христиане среднего достатка – четверть унции, а бедняки – восьмую часть.

Эмир не стал придумывать велосипед. Такой налог называется «дхимми» и существует с 7 века. Он разрешал христианам и евреям жить в мусульманских государствах и поклоняться своим богам.

Багдади также велел христианам в Ракке не ремонтировать церкви и убрать кресты. Им запрещено использовать громкоговорители во время молитв и громко читать священное писание даже дома. Все церемонии за стенами церквей запрещены.

Христианам запрещено критиковать ислам и предпринимать какие-либо действия, его порочащие. Им запрещено иметь огнестрельное оружие, употреблять спиртные напитки в общественных местах и на улицах и продавать алкоголь мусульманам. Они должны одеваться скромно. Нарушителей указа ждет смертная казнь или насильственное обращение в ислам.

Надежды ISIS пополнить казну за счет христиан едва ли сбудутся. До захвата Ракки джихадистами христиан в этом городе с 300-тысячном населением было меньше 1%. Считается, что подавляющее большинство их бежали из города после захвата ISIS.