«Почта России» меняет оболочку

Екатерина Шохина
23 июня 2014, 19:34

В Госдуму внесен проект реформирования «Почты России». Она станет акционерным обществом. Для привлечения инвестиций одного этого мало: необходимо повышать эффективность бизнеса, - считат эксперты

Фото РИА Новости

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта о реформе «Почты России». Согласно проекту, российская почта должна быть полностью акционирована. 

При этом 100 процентов акций останется в распоряжении государства. Таким образом, правительство рассчитывает создать возможность для привлечения инвестиций в предприятие.

Как ранее писали СМИ, одним из каналов повышения уровня доходов обновленной «Почты России» станет активная рассылка рекламы. Ожидается, что число рекламных отправлений вырастет к 2020 году в четыре раза — до 900 миллионов. Сейчас рынок адресной рекламы в России оценивается в 600 млн рублей. При этом организованного рынка услуги в стране нет, и она является мало распространенной, говорится в стратегии "Почты России". Адресная рассылка является более эффективным рекламным средством, чем реклама в интернете; отклик на нее составляет около 4%, в то время как на интернет-рекламу — не больше 0,1%. В США и Европе рекламные отправления формируют самостоятельный сегмент рынка, говорится в стратегии развития "Почты России", отмечают создатели документа. В случае, если им займется "Почта России", объем рынка может вырасти в пять раз, считают эксперты.

Ранее предполагалось, что вслед за акционированием «Почта России» будет еще и приватизирована. Так, в прошлом году об этом заявлял министр связи Николай Никифоров, вдохновленный примером удачного IPO британской Royal Mail.

Планы реформы «Почты России» в последние годы несколько раз менялись. В частности, существовала идея создать в ее отделениях Почтовый банк. Тем не менее, пока все эти попытки успехом не увенчались. В конце 2013 года в Минкомсвязи заявляли, что почтовый оператор «находится в критическом состоянии».

В настоящий момент «Почта России» включает в себя около 42 тысяч объектов почтовой связи, оказывающих услуги на всей территории Российской Федерации. На почте работают около 380 тысяч человек. Ежегодно сторудники принимают, обрабатывают и доставляют более полутора миллиардов писем, 48 миллионов посылок и 113 миллионов единиц денежных переводов.

Теоретически акционирование «Почты» должно стать инструментом для привлечения инвестиций в компанию. «В результате реорганизации Почтой России могут заинтересовать российские и иностранные частные службы доставки, а их опыт в свою очередь может принести большую пользу российской почте. Сейчас им нет никакого смысла вкладывать в это, предприятие государственное и как инвесторам и не на что рассчитывать. При создании акционерного общества ситуация в корне изменится, появится мотивация. Более того, по сравнению с европейскими аналогами Почта России недооценена и найдется большое количество логистов, желающих откусить от этого пирога», - говорит аналитик компании Альпари Анна Кокорева.

В то же время детальный анализ ситуации заставляет многих экспертов строит более пессимистичные прогнозы.

«Боюсь на текущем уровне эффективности бизнеса, даже акционирование Почты России вряд ли сделает ее инвестиционно привлекательной»
- поделился своим мнением с «Экспертом Online» аналитик ФК AForex Нарек Авакян.

В первую очередь, по его мнению, «необходимо улучшать качество сервиса, а также параллельно увеличивать операционную маржу и валовую добавленную стоимость предоставляемых услуг». Кроме того, необходима также и оптимизация персонала с одновременным увеличением оплаты труда сотрудников для большей мотивации. В противном случае бизнес компании не будет эффективным.

С Авакяном соглашается и партнер практики «Инвестиционное консультирование» консалтинговой группы «НЭО Центр» Анастасия Когановская.

«Утверждать однозначно о повышении эффективности работы «Почты России» преждевременно – по сути, компания меняет организационно-правовую форму с ФГУП на ОАО, - говорит аналитик. - Также не совсем ясна дальнейшая стратегия компании, за счет чего будет повышаться конкурентоспособность, будут ли взносы от акционера (государства) на развитие и модернизацию, и если будут то когда и в каком объеме. По сути сейчас предпринимаются лишь первые шаги по реформированию «Почты России», эффект от которых может быть незначительным без проведения комплексной реформы «Почты России».

Эксперты приводят многочисленные примеры неэффективной работы госоргана, без улучшения которой инвестиционной привлекательности не будет.

«Например, только несколько лет назад у «Почты» появилась собственная маркетинговая концепция, которая попыталась донести до широкой аудитории разнообразность предлагаемых услуг, и напомнила людям о ее универсальности. В частности имеется в виду удобная рекламная агитация, где дети на ярких постерах рассказывают, что на «Почте России» можно сделать все и сразу: и пенсию получить, и услуги ЖКХ оплатить, и в интернете посидеть и письмо отправить и заплатить ипотеку и тп. Данная стратегия больше походила на социальную рекламу, тем не менее, у части населения «Почта России» начала принимать ассоциации единого органа, который вмещает в себе уникальный спектр доступных и близких к дому услуг. Однако все это не очень гармонично соотносится с негативным имиджем «почты»: длинные очереди; не самые вежливые и компетентные сотрудники, низкие зарплаты как следствие; серьёзные сбои в доставке посылок. Появление маркетинговой стратегии было своевременным, но не смогло решить все перечисленные проблемы. Таким образом, перед руководством нового ОАО буду стоять все те же глобальные проблемы, и пока их полностью не искоренить, нельзя думать о сверхприбылях и изменении «народного мнения», - говорит партнер практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр» Инна Карпова.

При этом, по ее мнению, интерес для крупных инвесторов могут составить многочисленные недвижимые активы почты. Однако инвесторов может отпугнуть факт об отсроченном решении по приватизации «Почты». Все решения по функционированию «Почты» продолжит принимать государство, что, с одной стороны будет гарантировать стабильные цены на услуги компании, а с другой - не самый быстрый процесс реорганизации глобального функционирования нового ОАО.

Между тем, озвученные прогнозы на будущее выглядят чрезмерно оптимистичными и привлекательными для инвесторов. Напомним, что «Почта» по плану на 2018 год должна нарастить выручку в два раза (до 219 млрд рублей), а к 2020 году увеличить число отправлений в 4 раза, до 900 млн. «При грамотной реорганизации бизнеса и улучшения маркетинговой стратегии эти планы не лишены чувства реальности», - резюмирует Карпова.