ОСК «Мистрали» не помеха

Москва, 30.07.2014
США ввели санкции в отношении российской «Объединенной судостроительной корпорации». В первую очередь, они направлены на срыв поставок в Россию вертолетоносцев «Мистраль», которые строятся на французских верфях. Однако, «Мистраль» - это, скорее, забавная экзотика для российских судостроителей и военных моряков, нежели реальное средство давления на нашу страну

Фото ИТАР-ТАСС

Вчера США ввели санкции в отношении главного корабела России – государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Это означает, что активы российской корпорации в пределах американской юрисдикции будут «заморожены», а американским юридическим и физическим лицам запрещается ведение каких-либо дел с нею. «Масла в огонь» подлил и Евросоюз, запретив своим компаниям на 3 месяца экспорт и импорт продукции «двойного назначения» из России, если эти товары и технологии предназначаются для использования в военных целях. 

Активов «ОСК» на территории Северной Америки нет. Готовую продукцию в США и Европу, как бы этого не хотелось, она не поставляет – основной экспортный рынок российских корабелов находится в Юго-Восточной Азии. Продукцию «двойного назначения» в серьезных объемах из стран Евросоюза она тоже не импортирует. Поэтому основной «удар» администрации США в отношении российских корабелов направлен на срыв поставок в Россию вертолетоносцев «Мистраль», которые по заказу нашей страны в количестве двух единиц строятся на верфях французского города Сен-Назер компанией DCNS. Первый корабль под названием «Владивосток» уже, практически, «на ходу» (оснащать его вооружением будут уже в России), второй – «Севастополь», для которого «ОСК» строило в Санкт-Петербурге корму, должен быть передан нашей стране в 2015 году.

Парадокс ситуации заключается в том, что принятые вчера Советом ЕС секторальные санкции против России не затрагивают выполнение этого контракта стоимостью 1,2 млрд евро на поставку двух вертолетоносцев в Россию. «Согласованный сегодня Советом ЕС на уровне послов запрет на поставки оборонной продукции и техники двойного назначения относится только к новым контрактам и не имеет обратной силы. Таким образом, автоматически сделка по «Мистралям» под действие этого запрета не попадет. В тоже время Франция вправе на национальном уровне принять решение об отказе от этого контракта, если сочтет такое решение необходимым» - передал «Интерфакс» мнение одного из еврочиновников. Франция, в свою очередь, продолжает упираться. По словам президента Франции Франсуа Олланда, первый корабль по-прежнему должен быть поставлен России в октябре этого года. 

При этом не факт, что теперь уже россияне будут настаивать на передаче второго «Мистраля» в оговоренные сроки. Дело даже не в том, что России эти корабли обходятся по беспрецедентно высокой для мирового кораблестроения цене (французскому флоту строительство «Мистралей» обошлось в сумму не более 300 млн евро за корабль – вдвое меньше, чем нашей стране). Получив «Владивосток», руководство российского военно-морского флота намерено устроить ему жесткую проверку в реальных условиях Тихого океана. И нет сомнений в том, что в северных широтах этот корабль покажет иные результаты, нежели в южных, поскольку расположение пожарных емкостей, ледовая защита, особенности конструкции рулевых колонок и многие другие особенности конструкции «Мистралей» делают их эксплуатацию в северном климате весьма проблематичной.

Поэтому для «Объединенной судостроительной корпорации» дальнейшее участие или неучастие в строительстве «Мистралей» особой роли не сыграет. Но, потренировавшись в изготовлении кормы для этих кораблей, российские корабелы получили новый хороший опыт изготовления корпусов крупнотоннажных судов, который, безусловно, будет применен для дальнейшего строительства и военно-морского, и гражданского надводного флота России. Недаром главный «оборонщик» нашей страны – вице-премьер Дмитрий Рогозин написал на свой странице в Facebooc, что «решение Обамы наложить санкции на Объединенную судостроительную корпорацию – верный знак того, что российское военное кораблестроение начало работать ритмично и представляет проблему для врагов России». 

Характерно, что и санкции США в отношении «ОСК», и решение Евросоюза о запрете экспортно-импортных операций в отношении продукции «двойного» назначения были объявлены после празднования в России Дня военно-морского флота. В этот день на Севмаше, например, были заложены сразу три атомные подводные лодки нового поколения – «Князь Олег» (проект «Борей»), «Хабаровск» и «Красноярск» (проект «Ясень»). А накануне российское министерство обороны сообщило, что до конца этого года в состав ВМФ войдут, в общей сложности более полусотни новых боевых кораблей и судов обеспечения различных классов. То есть строительство нового военно-морского флота России, действительно, идет весьма интенсивно. 

Проблема в том, что если в сфере подводного кораблестроения наша страна сохранила, практически, все компетенции и способна осуществлять строительство подводных лодок полностью самостоятельно, то в сфере создания надводных кораблей это не совсем так. Одно из самых уязвимых мест – судовые двигатели. В мае этого года в Зеленодольске (Татарстан) на Зеленодольском судостроительном заводе (входит в холдинг «Ак Барс») был спущен на воду головной пограничный  сторожевой корабль проекта 22100 «Океан». Корабль прекрасный. По совокупности технических характеристик (скорость – 20 узлов, ледовый класс, дальность плавания – до 12 тыс миль, автономность – 60 суток) «Океан» не имеет мировых аналогов. Но дизеля на нем стоят германские. На калининградском заводе «Янтарь» (входит в «ОСК») строятся шесть фрегатов серии 11356, предназначенных для действий в дальней морской зоне. Проектом предусмотрена установка на них газотурбинных двигателей производства «Зоря-Машпроект» (Украина). По сообщению ИТАР-ТАСС, из шести заранее оплаченных двигателей украинской стороной было поставлено всего три, при этом специалисты завода-изготовителя газотурбинных установок отказались от проведения шеф-монтажных и наладочных работ своей продукции. 

Поэтому у российских корабелов, как и у их коллег в авиастроении, нет другого выхода, кроме импортозамещения.  НПО «Сатурн» (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию»-ОДК), например, последние  20 лет плотно работало с «Зоря-Машпроект» по совместной разработке и гарантийному сервисному обслуживанию силовых установок для надводных кораблей. И если нынешние киевские власти отказываются от дальнейшего сотрудничества с Россией, то  у «ОСК» нет другого выхода, кроме как вместе с ОДК в кратчайшие сроки наладить серийное производство необходимого количества газотурбинных двигателей в российском Рыбинске. Это, кстати, будет служить и дополнительной гарантией для покупателей российских боевых кораблей в Юго-Восточной Азии. 

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай пытается решить проблему нехватки долларов
    Поглощение Гонконга вызвало у Китая определенные проблемы с долларовым финансированием. Для решения этой проблемы было решено надуть пузырь на рынке акций
  2. Египет боится остаться без Нила
    Египет угрожает Эфиопии войной из-за плотины на Ниле
  3. Баланс ФРС сокращается рекордным темпами с 2009 года
    После трех месяцев беспрецедентного роста баланс Федеральной резервной системы «тает» рекордными с 2009 года темпами. Что это, изъятие долларов или отказ от стимулов, и какие последствия могут быть для рынков?
Реклама