ОСК «Мистрали» не помеха

Москва, 30.07.2014
США ввели санкции в отношении российской «Объединенной судостроительной корпорации». В первую очередь, они направлены на срыв поставок в Россию вертолетоносцев «Мистраль», которые строятся на французских верфях. Однако, «Мистраль» - это, скорее, забавная экзотика для российских судостроителей и военных моряков, нежели реальное средство давления на нашу страну

Фото ИТАР-ТАСС

Вчера США ввели санкции в отношении главного корабела России – государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Это означает, что активы российской корпорации в пределах американской юрисдикции будут «заморожены», а американским юридическим и физическим лицам запрещается ведение каких-либо дел с нею. «Масла в огонь» подлил и Евросоюз, запретив своим компаниям на 3 месяца экспорт и импорт продукции «двойного назначения» из России, если эти товары и технологии предназначаются для использования в военных целях. 

Активов «ОСК» на территории Северной Америки нет. Готовую продукцию в США и Европу, как бы этого не хотелось, она не поставляет – основной экспортный рынок российских корабелов находится в Юго-Восточной Азии. Продукцию «двойного назначения» в серьезных объемах из стран Евросоюза она тоже не импортирует. Поэтому основной «удар» администрации США в отношении российских корабелов направлен на срыв поставок в Россию вертолетоносцев «Мистраль», которые по заказу нашей страны в количестве двух единиц строятся на верфях французского города Сен-Назер компанией DCNS. Первый корабль под названием «Владивосток» уже, практически, «на ходу» (оснащать его вооружением будут уже в России), второй – «Севастополь», для которого «ОСК» строило в Санкт-Петербурге корму, должен быть передан нашей стране в 2015 году.

Парадокс ситуации заключается в том, что принятые вчера Советом ЕС секторальные санкции против России не затрагивают выполнение этого контракта стоимостью 1,2 млрд евро на поставку двух вертолетоносцев в Россию. «Согласованный сегодня Советом ЕС на уровне послов запрет на поставки оборонной продукции и техники двойного назначения относится только к новым контрактам и не имеет обратной силы. Таким образом, автоматически сделка по «Мистралям» под действие этого запрета не попадет. В тоже время Франция вправе на национальном уровне принять решение об отказе от этого контракта, если сочтет такое решение необходимым» - передал «Интерфакс» мнение одного из еврочиновников. Франция, в свою очередь, продолжает упираться. По словам президента Франции Франсуа Олланда, первый корабль по-прежнему должен быть поставлен России в октябре этого года. 

При этом не факт, что теперь уже россияне будут настаивать на передаче второго «Мистраля» в оговоренные сроки. Дело даже не в том, что России эти корабли обходятся по беспрецедентно высокой для мирового кораблестроения цене (французскому флоту строительство «Мистралей» обошлось в сумму не более 300 млн евро за корабль – вдвое меньше, чем нашей стране). Получив «Владивосток», руководство российского военно-морского флота намерено устроить ему жесткую проверку в реальных условиях Тихого океана. И нет сомнений в том, что в северных широтах этот корабль покажет иные результаты, нежели в южных, поскольку расположение пожарных емкостей, ледовая защита, особенности конструкции рулевых колонок и многие другие особенности конструкции «Мистралей» делают их эксплуатацию в северном климате весьма проблематичной.

Поэтому для «Объединенной судостроительной корпорации» дальнейшее участие или неучастие в строительстве «Мистралей» особой роли не сыграет. Но, потренировавшись в изготовлении кормы для этих кораблей, российские корабелы получили новый хороший опыт изготовления корпусов крупнотоннажных судов, который, безусловно, будет применен для дальнейшего строительства и военно-морского, и гражданского надводного флота России. Недаром главный «оборонщик» нашей страны – вице-премьер Дмитрий Рогозин написал на свой странице в Facebooc, что «решение Обамы наложить санкции на Объединенную судостроительную корпорацию – верный знак того, что российское военное кораблестроение начало работать ритмично и представляет проблему для врагов России». 

Характерно, что и санкции США в отношении «ОСК», и решение Евросоюза о запрете экспортно-импортных операций в отношении продукции «двойного» назначения были объявлены после празднования в России Дня военно-морского флота. В этот день на Севмаше, например, были заложены сразу три атомные подводные лодки нового поколения – «Князь Олег» (проект «Борей»), «Хабаровск» и «Красноярск» (проект «Ясень»). А накануне российское министерство обороны сообщило, что до конца этого года в состав ВМФ войдут, в общей сложности более полусотни новых боевых кораблей и судов обеспечения различных классов. То есть строительство нового военно-морского флота России, действительно, идет весьма интенсивно. 

Проблема в том, что если в сфере подводного кораблестроения наша страна сохранила, практически, все компетенции и способна осуществлять строительство подводных лодок полностью самостоятельно, то в сфере создания надводных кораблей это не совсем так. Одно из самых уязвимых мест – судовые двигатели. В мае этого года в Зеленодольске (Татарстан) на Зеленодольском судостроительном заводе (входит в холдинг «Ак Барс») был спущен на воду головной пограничный  сторожевой корабль проекта 22100 «Океан». Корабль прекрасный. По совокупности технических характеристик (скорость – 20 узлов, ледовый класс, дальность плавания – до 12 тыс миль, автономность – 60 суток) «Океан» не имеет мировых аналогов. Но дизеля на нем стоят германские. На калининградском заводе «Янтарь» (входит в «ОСК») строятся шесть фрегатов серии 11356, предназначенных для действий в дальней морской зоне. Проектом предусмотрена установка на них газотурбинных двигателей производства «Зоря-Машпроект» (Украина). По сообщению ИТАР-ТАСС, из шести заранее оплаченных двигателей украинской стороной было поставлено всего три, при этом специалисты завода-изготовителя газотурбинных установок отказались от проведения шеф-монтажных и наладочных работ своей продукции. 

Поэтому у российских корабелов, как и у их коллег в авиастроении, нет другого выхода, кроме импортозамещения.  НПО «Сатурн» (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию»-ОДК), например, последние  20 лет плотно работало с «Зоря-Машпроект» по совместной разработке и гарантийному сервисному обслуживанию силовых установок для надводных кораблей. И если нынешние киевские власти отказываются от дальнейшего сотрудничества с Россией, то  у «ОСК» нет другого выхода, кроме как вместе с ОДК в кратчайшие сроки наладить серийное производство необходимого количества газотурбинных двигателей в российском Рыбинске. Это, кстати, будет служить и дополнительной гарантией для покупателей российских боевых кораблей в Юго-Восточной Азии. 

У партнеров




    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.

    Почему важно делать новую бизнес-модель данных прямо сейчас?


    Город для промышленника

    Импортозамещение — явление, к которому Россия обращается с завидной регулярностью, особенно не в самые благополучные времена

    Очищая «ржавый пояс»

    Москва включается в мировую гонку редевелопмента территорий — путь которым шли все мировые мегаполисы. Это один из самых эффективных способов развития города

    Альфа-банк вернет деньги за «Такси» и «Еду»

    Альфа-банк и «Яндекс» запустили совместную карту: по самым популярным сервисам «Яндекса» можно получить кешбек до 10%

    Электромеханическое проектирование с Solid Edge

    Создание сложных интеллектуальных изделий требует применения инструментов электромеханического проектирования. И в этом помогает Solid Edge.

    Запущен новый виток исследований достижений российских университетов

    Активное развитие передовых российских университетов демонстрирует их постоянно растущая видимость на международном уровне.

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    Новости партнеров

    Tоп

    1. Гисметео, прогноз погоды на 14 дней: никто не ожидал такого поворота
      Гисметео, прогноз погоды на 14 дней: никто не ожидал такого поворота
    2. Российские учёные создали высокоустойчивый композит для ядерных реакторов нового типа
      Российские учёные создали высокоустойчивый композит для ядерных реакторов нового типа
    3. Гисметео, прогноз погоды на неделю: синоптики вынесли новый вердикт
      Гисметео, прогноз погоды на неделю: синоптики вынесли новый вердикт
    Реклама