Бизнес "не по правилам"

Москва, 11.08.2014
Дмитрий Терехин
Дмитрий Терехин, основатель игровой компании Nekki, о том, как обратить отсутствие инвестора в свою пользу

Новый бизнес-проект часто начинается с поиска начальных инвестиций. Спору нет – старт с деньгами на руках при прочих равных дает проекту развиваться интенсивнее. Однако важно помнить, что инвестиции не гарантируют успеха сами по себе, а при грамотном подходе к делу можно попробовать и вовсе обойтись без них. Практика показывает, что игровая индустрия позволяет создать прибыльную компанию без сторонних капиталовложений – их недостаток вполне можно компенсировать другими вещами.

Уловить суть

В первую очередь, в игровом проекте важна идея. Это – ключевая инвестиция. В отличие от других отраслей, игровая вселенная потенциально готова принять любую идею, и ограничителем здесь может быть только здравый смысл и ваша фантазия. Значимость идеи столь велика, что игра, сделанная любителем-одиночкой, может не уступать в увлекательности дорогостоящему продукту издателя-тяжеловеса. В качестве примера вспоминается ставшая популярной в Facebook игра Stick Run. Ее в свои 14 лет создал немецкий школьник. Примитивность графики не помешали Stick Run бить все рекорды, собирая миллионы играющих ежедневно. Оригинальность геймплея зачастую уводит другие составляющие игры, такие, как зрелищность, на второй план, и все эти стороны можно подтянуть позже. Стоит только почувствовать, что увлечет пользователей с головой, – и можно выходить на старт.

Хорошую идею, нашедшую отклик у множества пользователей, часто пытаются скопировать. В игровой индустрии юридически защитить главную «фишку» или, предположим, находки для интерфейса сложно, но бояться нечего. Прежде чем новинку заметят и захотят растиражировать, авторы проекта уже заберут большую часть аудитории, а пользователи, как правило, редко хотят менять то, к чему привыкли. Именно подлинные авторы лучше всего знают нюансы и сразу видят, в какую сторону будет развиваться проект. Пока другие копируют, всегда можно успеть сделать следующий шаг. Как следствие, играм-клонам трудно стать успешнее оригинала.

Плечом к плечу

От автора идеи, основателя проекта, успех начинания зависит никак не меньше. Его навыки бизнесмена, организатора, умение найти ту самую идею-бомбу и превратить ее в конкретный план развития проекта определяют будущий успех или провал. Основатель должен понимать, как сделать продукт, как на нем заработать деньги и как сохранить заработанное. Множество успешных компаний ассоциируются у нас с личностью основателя, и по полному праву.

Именно вокруг идеи и основателя собирается команда проекта, члены которой должны найти общий язык между собой и быть преданными своему проекту. Энтузиазм – громкое слово, но это еще одно вложение, которое дороже всех инвестиций.

Потратил – не заработал

Отличный способ уменьшить зависимость от чужих денег – поменьше их тратить. Экономить можно на всем. С этой точки зрения, сторонние инвестиции – расхолаживающий фактор. Команда, «проедающая» вложенные кем-то деньги, порой, не чувствует их ценности: средства тратятся на дорогой офис и современные ноутбуки, тогда как первостепенна самоокупаемость. Нужно сконцентрироваться на реализации главной игровой идеи, довести продукт до стадии работающего прототипа, не обвешивая его рюшечками и бантиками. Важно как можно больше задач решить своими силами, лишь в крайнем случае прибегая к подрядчикам.

Ради экономии не нужно распыляться сразу на все доступные игровые платформы – начать можно с одной. Какой бы она не была, удачная идея всегда выстрелит, эффект «сарафанного радио» обеспечит приток новых игроков, а ваши вложения в маркетинг могут пока оставаться нулевыми. С точки зрения количества потенциальных пользователей для старта интереснее Google Android. Для этой же платформы проще выпускать обновления, публикация которых не требует недельного ожидания, как в случае с Apple и iOS. Масштабирование проекта на другие платформы – шаг, который лучше делать, уже имея устойчивый доход.

Немаловажно для команды нового проекта уметь экономить и на себе. Иногда здесь возникает противоречие с личными потребностями и привычками, с необходимостью кормить семью, но совершенно точно, что игра на стадии создания дизайна и программирования прибыли приносить просто не может. Готовность к такой ситуации – еще одно личное вложение каждого члена команды, которое компенсирует отсутствие внешних инвестиций.

Собираем урожай

Зато все названные трудности оборачиваются в дальнейшем значительными плюсами. Успешная команда, не делавшая ставку на инвестиции, получает важный навык решать задачи с минимумом затрат – это неоценимое умение будет востребовано всегда, даже когда компания выйдет на хорошую прибыль. Команда, которая обошлась без инвестора, может «прожить» на скромные доходы от своего бизнеса, и при таких же доходах игра с миллионными инвестициями станет провальной – в первую очередь, для самих инвесторов. Наконец, все заработанные проектом деньги принадлежат ему самому, и члены команды вольны ими распоряжаться по своему усмотрению, не оглядываясь на чье-либо мнение.

Что делать с успешным проектом? Цель выгодно продать его – вовсе не единственная из возможных. Nekki, к примеру, успешно развивалась и развивается без привлечения инвестиций уже 12 лет. Здесь все, пожалуй, зависит от увлеченности членов проекта – если его развитие приносит не только прибыль, но и удовольствие, то причин для продажи нет.

Напоследок, несколько советов тем, кто захочет попробовать свои силы в игровой индустрии. Чем проще игра, тем больше ее потенциальная аудитория: игру легче понять, а вам - легче сделать. В истории игровой индустрии найдется много неудачных игр с огромным бюджетом и красивой картинкой – опираясь на эти примеры, можно написать целое исследование на тему, как эффективнее впустую потратить миллион долларов. Ваша идея «игры-мечты» с 3D-графикой, реалистичными персонажами и пейзажами будет, скорее всего, погребена под ворохом технических сложностей и сверхзатратами на разработку, при этом, в конечном счете, не графикой определяется успех. Главное, побольше верьте в себя и меньше полагайтесь на мнение экспертов и больших компаний. В их интересах лишить вас независимости, тогда как ваш успех должен принадлежать только вам самим.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Строить много, быстро, без изысков
      Перед новым куратором российской стройки вице-премьером Маратом Хуснуллиным поставлена задача реанимировать нацпроект по жилью. Шанс на форсированное увеличение объемов строительства связан с резким ростом бюджетных инвестиций
    2. Тотальный блэкаут разума
    3. Идентификация «Сети»
      Террористы или невинные жертвы системы? За что семь молодых мужчин получили 86 лет тюрьмы
    Реклама