Бюджет призывает затянуть пояса

Екатерина Шохина
15 сентября 2014, 16:47

Минфин, Минэкономики и ЦБ согласовали ультраконсервативный бюджет на будущие три года. Доходы и расходы будут снижаться: все кроме военных

Фото РИА Новости

На первый взгляд, бюджет выглядит довольно оптимистичным. Так, он останется почти сбалансированным (0,5-0,6% ВВП дефицита).

В 2015 году доходы федерального бюджета сократятся на 80 млрд рублей от плана и составят 14,8 трлн рублей, расходы — 15,2 трлн руб. (дефицит в 0,5% ВВП). В 2016-2017 годах из-за пересмотра прогнозов дефицит вырастает до 0,6% ВВП, доходы сокращаются в 2016 году на 220 млрд руб., до 15,5 трлн руб. (расходы — до 16 трлн руб.), в 2017 году — на 270 млрд руб. от плановых до 16,35 трлн руб., расходы в 2017 году составят 16,9 трлн руб., то есть даже номинально сократятся. "Бюджетное правило" будет сохранено, "большой налоговый маневр" в нефтяной отрасли тоже, изменений в основных налоговых ставках также не будет. Кроме этого, глава Минфина объявил и о новой задаче: при неувеличении госрасходов Белому дому предстоит перераспределить 500 млрд руб. расходов в 2015 году на новые задачи на Дальнем Востоке, космодром "Восточный" и обходные железнодорожные пути вокруг Украины. Наконец, Минфин сохраняет планы заимствований на рынке ОФЗ на 2015 год на том же (неисполняемом сейчас) уровне в 1 трлн руб. (и на внешнем рынке на $7 млрд) и готов не пополнять Резервный фонд, а задействовать его в случае роста ставок по госдолгу.

В то же время эксперты считают, что сохранить в неизменном виде такие проектировки бюджета будет нелегко, так как экспорт нефти и ее цена снижаются, а расходы увеличиваются. Депутаты уже заявили, что планируют внести в бюджет новые статьи расходов. Так, спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что в проект бюджета-2015 будут включены инструменты для дополнительной поддержки аграриев. Он высказал предположение, что соответствующие статьи будут скорректированы кабмином еще до внесения в Госдуму главного финансового документа страны, и заверил, что депутаты поддержат такие нормы.

Главная проблема, по мнению экспертов, заключается в том, что 2014 год — последний, когда в бюджете заметно растут нефтегазовые доходы (НДПИ плюс вывозные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ). Согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в текущем году они увеличатся на 14,5%, до 7,48 трлн рублей, и в 2015–2017 годах — будут находиться в диапазоне 7,5–7,6 трлн рублей в год. Согласно действующему бюджетному законодательству, кстати, в 2015–2016 годах нефтегазовые доходы бюджета вообще снижаются — до 6,8–6,85 трлн в год. Все это — при цене $100 за баррель Urals.

Понятно, что итоговая сумма нефтегазовых доходов в бюджете зависит от реальной цены на нефть, но дополнительные нефтегазовые доходы, полученные за счет превышения реальной цены над расчетной, пойдут на погашение дефицита, как это случилось в прошлом году.

На фоне снижения доходов и расходов в 2015 году продолжится увеличение российского военного бюджета.

На программу перевооружения армии на предстоящие десять лет планируется потратить 770 миллиардов долларов. Это 25-процентное увеличение военных расходов. В условиях усиления проблем безопасности очевидно, что все силы и деньги будут потрачены на создание самодостаточного и мощного военно-промышленного сектора, чтобы защитить Россию и ее интересы.

Читайте последние новости России на сегодня на страницах Эксперт Online, и в социальных сетях ВКонтакте и Твиттер