Полет не нормальный

Москва, 05.03.2015
Авиакомпании предупреждают об угрозе остановки продажи билетов в России, считая невыполнимыми требования нового закона о хранении персональных данных на локальных серверах. Для запуска российского аналога глобальной распределительной системы для нужд гражданской авиации не только требуется время, но и готовность мировых авиакомпаний присоединиться к ней

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая крупнейшие авиакомпании России, предупредила об угрозе приостановки пассажирских авиаперевозок из-за требования хранить персональные данные граждан России на локальных серверах. Это может произойти с 1 сентября 2015 года, когда вступит в силу соответствующий закон, говорится в письме главы ассоциации Владимира Тасуна бизнес-омбудсмену Борису Титову.

Авиакомпании РФ считают требования закона заведомо невыполнимыми. Сейчас обработка персональных данных пассажиров осуществляется с использованием глобальных распределительных систем, таких как: Amadeus, Gabriel, Sabre, Galileo, позволяющих осуществлять продажу билетов на рейсы российских авиакомпаний в различных странах. «Современные авиакомпании имеют множество интерлайн и код-шеринговых соглашений с другими (в том числе зарубежными) авиаперевозчиками, имеют договоры, обеспечивающие продажу авиаперевозок с помощью нейтральных агентов, которые, в свою очередь, используют в качестве инструмента для продажи глобальные распределительные системы. Это означает необходимость обеспечения интеграции с десятками внешних информационных систем, расположенных по всему миру», - подчеркивает Тасун. В этой связи он считает выполнение требований закона в указанные сроки не возможным, поскольку это требует, как минимум, согласия провайдеров этих систем на их размещение в России.

В России пока нет автоматизированной информационной системы бронирования и продажи авиабилетов «на современном уровне и в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей всех российских авиакомпаний», указывает глава АЭВТ. Если она будет разработана, миграция крупной авиакомпании в новую систему может занять, по его оценкам, несколько лет.

Советник главы Ространснадзора Анастасия Домбровская пояснила «Эксперт Online», что ведомство уполномочено лишь надзирать за выполнением принятого законодательства и избегает обсуждать его. Ранее появлялась информация, что Роскомнадзор обсуждает с компаниями, на которые распространяется действие этого закона, правоприменительную практику. А эксперты высказывали опасение, что если компании не успеют обеспечить хранение данных в РФ, россияне потеряют доступ к ряду оказываемых через интернет услуг, в частности, к бронированию авиабилетов и номеров в зарубежных отелях. 

Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий считает угрозу остановки продаж авиабилетов в России серьезной. «Есть большие сомнения, что закон может быть реализован в принятом виде. Поэтому пока остается надежда, что некий компромисс авиакомпаниям все же удастся найти. Хотя гражданская авиация не сильна в лоббировании своих интересов, несмотря на то, что это достаточно крупная отрасль экономики, - рассказал он «Эксперт Online». - Вместе с тем эти законодательные инициативы, как и многие другие, имеют чисто политическую подоплеку, и практической пользы для авиакомпаний от них нет».

Надуманными с технологической точки зрения считает опасения авиаторов интернет-омбудсмен член генсовета «Деловой России» Дмитрий Мариничев. «Первичный сбор персональных данных ведется авиакомпаниями на территории России и здесь же обрабатывается и хранится – на их компьютерах, серверах. Только затем пакет информации передается глобальным системам бронирования, а это не противоречит требованиям данного закона, - пояснил он «Эксперт Online». – Другое дело, как к этому закону относиться, ведь с юридической точки зрения этот документ накладывает указанные ограничения. То есть вопрос в трактовке. А поскольку Роскомнадзор пока не дал официальных разъяснений на этот счет, сомнения авиакомпаний совершенно обоснованны».

Между тем, по данным Минтранса, российские авиакомпании, обеспечивающие 70% авиаперевозок в стране, используют именно иностранные серверы для хранения данных. Если указанные онлайн-сервисы не представлены в России, закон о хранении персональных данных создает определенные проблемы для работающих с ними компаний, возражает основатель проекта «Интернет и право», профессор Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РАИС) Антон Серго. «Одной из целей закона была необходимость предотвратить утечку персональных данных россиян за рубеж, и обработка этих данных вне РФ с 1 сентября должна быть запрещена. Однако не все подобные сервисы запрашивают информацию, которую можно отнести в разряд персональной, к тому же многие из них уже легально работают в России, имеют здесь свои дата-центры, замечает он. - Кроме того, вступление закона в силу уже неоднократно переносилось, так что при необходимости, думаю, это может произойти еще не раз».

Вопрос в том, достаточно ли будет этих отсрочек для того, чтобы разработать, а главное, довести до ума отечественную автоматизированную информационную систему бронирования и продажи авиабилетов. Ведь речь не только о ее внедрении на уровне авиаперевозчиков РФ, но и о готовности мировых авиакомпаний присоединиться к ней

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай наносит удар по ослабевшему доллару
    Падение стоимости доллара дает Китаю отличную возможность нанести сокрушительный удар по главному оружию геополитического противника
  2. США нашли «изящный» способ рефинансировать огромный госдолг
    США намерена рефинансировать старый долг новым займом под очень близкий к нулю процент. В этом и кроется изначально весь «секрет полишинеля», для чего одной рукой ФРС резко снизила «под кризис» до нуля и надолго процентные ставки, другой свободной рукой финансовая система США спешит элементарно перехватить взаймы как можно больше, и почти бесплатно
  3. Рубль и невидимая рука рынка: что стоит за обвалом национальной валюты?
    Падение курса рубля последовавшее за очередным заседанием ЦБ РФ, вызвало много разговоров, в том числе о девальвации. Однако главный фактор, влияющий на динамику рубля, остался неизменным
Реклама