Новый Шелковый путь. Дорога в один конец

Сергей Мануков
корреспондент Expert.ru
22 марта 2016, 09:02
Zuma\TASS

В Пекине прилагают много усилий для популяризации своего железнодорожного Шелкового пути. Так по аналогии с Шелковым путем, по которому осуществлялась торговля между Востоком и Западом, называют самую длинную в мире железную дорогу, связывающую город Иу на востоке Китая и Мадрид на западе Европы.

Первый поезд пришел в Мадрид из Иу в декабре 2014 года. За без почти полтора года из Китая в Испанию и обратно проследовали 39 товарных составов, нагруженных самыми разнообразными товарами, сообщает издание El Pais.

Уникальность железнодорожного Шелкового пути, конечно, в первую очередь в его длине. Он проходит по территории 8 стран Азии и Европы: Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши, Германии, Франции и Испании. Это самая длинная железная дорога планеты. Ее протяженность составляет почти 13 тыс. километров. Оператором этой магистрали является совместное предприятие из немецкой ж/д. компании Deutsche Bahn AG и российской РЖД.

Железная дорога между Иу и Мадридом строилась как выгодная альтернатива водному сообщению между Китаем и самой западной страной Европы. Поезда преодолевают расстояние между КНР и Испанией приблизительно за три недели. По морю грузы идут в два раза дольше – 35-40 дней. С другой стороны, доставлять грузы по железной дороге дороже, чем морем. Доставка одного контейнера по железнодорожному Шелковому пути обходится в 2000 евро, а морем – 1300. Есть у железной дороги и еще один минус – из-за разной ширины колеи в разных странах грузы приходится трижды перегружать с одного состава на другой: в Достыке (Казахстан), Бресте (Беларусь) и Эндье (Испания).

Отличительной особенностью грузовых составов, пересекающих Евразию с востока на запад, является сейчас и то, что из Китая в Испанию они идут полностью загруженные, а обратно – полупустые. Мао Вэньцзинь, президент Фонда «Иу – Испания», считает, что причина такой «дискриминации» заключается не в отсутствии интереса к товарам из Испании, а в правовых и юридических проблемах, которые неизбежно возникают при пересечении границ стольких государств. За примерами далеко ходить не нужно. Из-за санкций ЕС против России и российских контрсанкций против европейских стран при пересечении территории РФ необходимо разрешение на провоз запрещенных товаров, скажем, продуктов. Того же хамона, визитной карточки испанских сельхозпроизводителей.

Что же касается испанских товаров, особенно, продовольственных, то в Китае, где быстро повышается уровень жизни, к ним большой интерес. Он наверняка усилится после того, как испанская сторона построит в Иу специальную «торговую» деревню для рекламы и популяризации товаров и продуктов с Пиренейского полуострова.

Конечно, Иу выбран в качестве начала нового Шелкового пути не случайно. В нем живет 1,2 млн человек. Город находится в центре восточной провинции Чжэцзян и считается торговыми «воротами» Поднебесной. Это торговый центр не только Китая, но и всей планеты. По словам Мао Вэньцзиня, для того, чтобы обойти все городские магазины и задержаться в каждом хотя бы на 3 минуты, при восьмичасовом «рабочем дне» понадобится больше года.