Летом 2005 года событием для финансового рынка Европы стало известие о том, что крупнейший итальянский банк Unicredito ведет переговоры о покупке второго по величине банка Германии HypoVereinsbank. Последний пошел на переговоры с итальянцами не от хорошей жизни: несмотря на его заметное присутствие в странах Центральной и Восточной Европы, а также большие доли рынка в Баварии и в северогерманских землях, HypoVereinsbank особых прибылей не приносит. Более того, как только начались переговоры, HVB сообщил о проблемах со своими активами.
К середине лета в финансовом секторе распространились слухи о том, что еще одним объектом для иностранного поглощения может стать Commerzbank (третий банк в Германии). Среди потенциальных покупателей называются французский BNP Paribas и испанский Santander Central Hispano. Не останется ли банковская система Германии без немецких банков?
Размеры Deutsche Bank, крупнейшего в стране, пока позволяют ему сохранять независимость. Однако тенденция явно обеспокоила немецких банкиров - за последние 20 лет банки Германии, бывшие крупнейшими в Европе, переместились во вторую и третью десятку, уступив ведущие позиции британцам, французам, голландцам и даже испанцам. Чтобы не утерять своей прибыльности и независимости, они вынуждены идти на болезненную реструктуризацию. А также настаивать на проведении реформ, которые позволят отказаться от архаичной банковской системы, препятствующей консолидации сектора.
Три столпа
Немецкая банковская система - это около двух тысяч банков (от известных во всем мире до совсем небольших региональных финансовых институтов). Если многие европейские банки имеют узкую специализацию, то немецкие, даже самые небольшие, остаются универсальными, предлагая полный пакет услуг - от ведения счетов частных лиц до операций с ценными бумагами.
Все эти банки делятся на три группы: частные коммерческие ("большая четверка" - Deutsche Bank, HypoVereinsbank, Commerzbank и Dresdner Bank, а также десятки более мелких), сберегательные и кооперативные. Хотя за пределами Германии "лицом" немецкой банковской системы считаются именно банки "большой четверки", на них приходится всего около 20% банковского рынка внутри страны. А вот сберегательные банки (Sparkassen), которых в стране более пяти сотен, занимают около половины этого рынка. Они имеют больше всего отделений (почти 15 тыс. по всей стране) и банкоматов. Эти банки обязаны открыть счет любому желающему, вот почему на их счетах больше всего средств (370 млрд долларов в июне 2005 года). Сберкассы полностью или частично принадлежат федеральным землям или городам, поэтому по сути являются полугосударственными банками. Кооперативные же банки отличаются тем, что все их клиенты автоматически пайщики - чтобы открыть счет в кооперативном банке (Volksbank), надо сначала приобрести пай. Но, несмотря на это, они довольно популярны в Германии - на них приходится около 20% операций всего банковского сектора.
Такая сложная банковская система сложилась в Германии исторически - многие банки созданы еще до объединения Германии в единое государство в 1871 году. Постепенно эта структура упрощается, и сегодня большинство банков стали универсальными. Более того, в Германии идет банковская консолидация - с начала 90-х число банков и прочих кредитных институтов сократилось на треть.
Четверо смелых
Лидеры немецкой банковской системы - это Deutsche Bank, Dresdner Bank и Commerzbank со штаб-квартирами в банковском квартале Франкфурта и мюнхенский HypoVereinsbank. В годы бурного экономического роста в ФРГ (50-70-е) они были одними из самых крупных банков Европы и даже мира. Однако к середине 90-х эти структуры постепенно стали проигрывать конкурентам из США, Британии и Японии. И хотя по размеру собственных активов крупнейшие немецкие банки были вполне способны сохранять ведущие места, их рыночная капитализация росла значительно медленнее, чем у иностранных конкурентов. Основная причина - при своих размерах немецкие банки показывали весьма скромную прибыль.
Тогда же, в середине 1990-х, немцы решили исправить ситуацию, применив опыт конкурентов. Немецкие банки начали активно расширяться за пределы Германии, особый упор делая на инвестиционное подразделение. Deutsche Bank, Dresdner Bank и Commerzbank создавали крупные инвестиционные отделы в Лондоне, Нью-Йорке и Токио, занимаясь тем же, чем и конкуренты - от обслуживания сделок по слияниям и поглощениям до торговли ценными бумагами и акциями. С 1999-го по 2002 год число сотрудников банков "большой четверки" за пределами Германии выросло с 29 до 41%.
Признанный лидер
Самым интернациональным в итоге стал Deutsche Bank, в котором 60% сотрудников работают за пределами Германии (в том числе 18% - в Северной Америке и 10% - в странах Азии). Именно Deutsche Bank более других представлен в России (он приобрел 40% акций российского инвестбанка "Объединенная финансовая группа").
Такую политику выбрал президент Deutsche Bank швейцарец Йозеф Акерман. На рубеже десятилетий он решил превратить банк в международный финансовый супермаркет, аналогичный американскому банку Citigroup. С тех пор, впрочем, стратегия изменилась: планы пришлось корректировать в 2001-2003 годах, когда мировой банковский сектор пострадал от рецессии в США и Западной Европе. С тех пор банк сфокусировался на нескольких видах операций и более стал походить на инвестиционный банк Goldman Sachs.
Оправдывая такую стратегию Йозеф Акерман и Рольф Броер, глава наблюдательного совета банка, неоднократно заявляли, что Deutsche Bank просто не имел выбора - из-за фрагментированного внутреннего рынка, который не мог консолидироваться по политическим причинам. И банку пришлось отправиться "на заработки" за пределы страны. За ним последовали и другие крупные банки. Все это позволило немецким банкам улучшить свои финансовые показатели.
Обратно в Германию
Две трети своей прибыли Deutsche Bank получил за пределами страны. Остальные банки "большой четверки" заработали значительно меньше. Например, чистая прибыль финансовой группы Allianz, в которую входит Dresdner Bank, в 2004 году составила всего 730 млн долларов. Это вынуждает банки заняться реструктуризацией своей деятельности.
Так, Dresdner Bank с 2002 года (после попыток закрепиться на мировом финансовом рынке) сконцентрировал свою деятельность на Германии и ближайших к ней странах. В прошлом году почти две трети доходов банка были получены в Германии, а сокращение персонала происходило за пределами страны активнее, чем на внутреннем рынке. Сокращения в инвестбанковском подразделении Dresdner Kleinwort Wasserstein также привели к росту его прибыльности.
Commerzbank тоже начал реформироваться, особенно активно после смены руководства осенью 2004 года. В прошлом ноябре новый глава инвестбанковского подразделения Николас Теллер принял решение закрыть офис в Токио и на 75% сократить представительство в Нью-Йорке. Всего более 500 инвестиционных банкиров Commerzbank попали под сокращение. Как и Dresdner Bank, Commerzbank решил сфокусироваться на немецком рынке розницы и на корпоративных клиентах. Оба банка по-прежнему предоставляют германским компаниям хеджи и другие вторичные финансовые инструменты, однако они заметно снизили рисковость сделок. Для розничных клиентов Commerzbank стал предлагать финансовые инструменты, которые торгуются не на крупных мировых биржах, а на фондовой бирже в Штутгарте. В результате, как заявил президент банка Клаус-Петер Мюллер, Commerzbank (ныне четвертый банк Германии) стал больше похож на небольшие частные банки Sal Oppenheim или Metzler, чем на игрока первой тройки.
Сберкассы на продажу
Переговоры между итальянским Unicredito и германским HVB вызвали подвижки во всей финансовой системе Германии. Перемены начались и среди сберегательных касс, которые благодаря своей доступности доминируют на внутреннем рынке. В последние два месяца заговорили о приватизации этого сектора. Например, правительство федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия объявило о планах продажи принадлежащих земле 38% акций банка WestLB. Финансовые проблемы многих федеральных земель могут привести к распродаже принадлежащих им активов. Ожидается, что уже до конца года о приватизации банков Sachsen LB и Berliner Sparkasse объявят, соответственно, правительства Саксонии и Берлина. Для Германии это будет означать большие перемены - ведь еще два года назад политики и государственные финансисты жестко защищали участие государства в финансовой системе страны.
"Контролируемые государством банки являются примером неэффективной организации, большинство из них нежизнеспособны", - сказал "Эксперту" Стефано Каселли, профессор Лондонской школы экономики. Их приватизация приведет к более эффективной организации банковского сектора, следовательно, повысит прибыль на внутреннем рынке. Это сделает германский финансовый рынок более привлекательным как для немецких, так и для иностранных банков. Кроме того, приватизация экономически неэффективных сберкасс позволит финансовому сектору страны консолидироваться, как это произошло в соседних странах. Ведь именно отказ от государственного и муниципального участия в банковском секторе позволил банкам Британии, Испании и Италии резко повысить свою прибыльность и, следовательно, капитализацию.
Приватизации сберегательных касс с нетерпением ждут немецкие частные банки - от самых крупных до небольших. Так, гамбургский частный банк Haspa уже сделал предложения о покупке сберегательных банков в нескольких городах на севере Германии. В его планах - создание сильного регионального банка, действующего в нескольких землях на севере страны. Правда, для этого потребуется еще какое-то время, ведь во многих федеральных землях для проведения приватизации придется вносить изменения в законодательство.
Если (или, как полагают многие аналитики, когда) эти реформы осуществятся, то традиционная структура банковского сектора Германии, основанная на разделении на три типа банков, станет достоянием истории. Впрочем, финансисты во Франкфурте, Мюнхене и Берлине полагают, что если это приведет к повышению эффективности банковского сектора, то перемены того стоят.