Шаг за шагом

Алексей Громов
12 сентября 2005, 00:00

Масштабы экономического сотрудничества России с Японией ничтожно малы в сравнении с США и Германией, однако в последние годы наметилась позитивная тенденция к расширению двусторонних связей

История экономических отношений России и Японии идет с 1965 года, когда при участии Федерации экономических организаций Японии "Ниппон Кэйданрэн" и Торгово-промышленной палаты Японии был создан японо-советский комитет по экономическому сотрудничеству. Благодаря этому, даже несмотря на политические разногласия между двумя странами и проблемы, связанные с подписанием мирного договора и территориальными вопросами, Япония длительное время оставалась одним из ведущих торговых партнеров СССР. Еще в 1990 году она занимала четвертое место в списке торговых партнеров нашей страны. За время сотрудничества государств-соседей были достигнуты важные договоренности в сфере освоения природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока (девять инвестиционных проектов в объеме финансирования свыше 500 млрд японских иен, или 4 млрд долларов), внешнеторговой и инвестиционной деятельности, а также активизации научно-технического обмена.

Однако после распада Советского Союза в 1991 году объемы российско-японского экономического сотрудничества резко сократились. Причинами кризиса стало невозвращение японских торговых кредитов, выданных СССР, а также крах большей части совместных советско-японских предприятий на российском Дальнем Востоке. Все это на долгое время подорвало доверие осторожного японского бизнеса к России: в отличие от американских или немецких компаний японцы не стремились вернуться в экономику страны с высокими рисками и высокими прибылями, предпочитая наблюдать за развитием событий со стороны.

Перемены к лучшему произошли после первого официального визита президента России Владимира Путина в Японию в сентябре 2000 года. В результате переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Следующим шагом стал визит в Россию в июне 2001-го делегации "Ниппон Кэйданрэн", когда японская деловая элита убедилась в том, что в России есть широкие возможности для развития совместных бизнес-проектов. Однако по-настоящему прорывным стал подписанный Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми в январе 2003 года российско-японский план действий, в котором были прописаны конкретные меры по дальнейшему углублению и расширению экономических отношений двух государств.

Бурный рост незначительной торговли

Первым экономическим результатом реализации совместного плана действий стал ускоренный рост торгового оборота двух стран, который за два года взметнулся на две трети и достиг в 2004 году рекордного в новейшей истории России показателя - 8,8 млрд долларов. Однако на фоне еще более внушительного роста российского внешнеторгового баланса в целом это увеличение оказалось почти незаметным. В сравнении с ведущими торговыми партнерами России, Германией и США, доля Японии в структуре внешнеторгового баланса нашей страны осталась на уровне всего 3%, а доля России во внешнеторговом обороте самой Японии и того меньше - 0,8-0,9%.

Столь низкий объем внешнеторгового оборота между Россией и Японией явно не соответствует статусу стран-соседей. Для сравнения: товарооборот Страны восходящего солнца с Китаем составляет 133 млрд долларов, с Южной Кореей - 60 млрд. Потенциал же российско-японского сотрудничества в области внешней торговли эксперты оценивают примерно в 100 млрд долларов.

В связи с этим позитивным моментом в развитии российско-японской торговли стало сокращение дисбаланса между импортом и экспортом, когда экспорт российских сырьевых товаров (цветные металлы, древесина, морепродукты) превышал импорт высокотехнологичных японских в четыре-пять раз. Но уже в прошлом году объем российского экспорта составил 5,7 млрд долларов, а импорта - 3,1 млрд.

Товарная структура российского экспорта в Японию за последние годы в целом не претерпела каких-либо существенных изменений. Основу поставок составляют цветные и драгоценные металлы (37%), морепродукты (около 27%), лесоматериалы (11%). Однако заметно (более чем вдвое по сравнению с 2003 годом) возросли поставки на японский рынок минерального сырья и топлива (угля, нефти и нефтепродуктов), удельный вес которых увеличился с 13 до 20%.

В импорте из Японии тоже по-прежнему преобладает продукция машиностроения: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, металлообрабатывающее оборудование, средства связи.

Нынешняя активизация внешнеторгового сотрудничества двух стран (особенно в области увеличения закупок японской техники и оборудования) стала возможной благодаря смягчению условий внешнеторгового страхования для российской стороны. В результате за последние три года российские банки и компании без предоставления гарантий правительства России получили кредиты японских банков на закупку японской техники и телекоммуникационного оборудования на общую сумму свыше 80 млн долларов.

Инвестиционный вакуум перед инвестиционным бумом

На фоне продолжающегося бурного притока прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в Россию, который, по данным Центробанка России, только в первой половине 2005 года превысил 2,5% ВВП и составил около 10,7 млрд долларов, показатели инвестиционной активности японских компаний в российской экономике весьма малы. В частности, за весь 2004 год приток японских ПЗИ в Россию составил лишь 54 млн долларов, или 0,6% от общей суммы финансовых поступлений из-за рубежа. При этом, по статистике минфина Японии, доля России в японском экспорте ПЗИ составила всего 0,1%.

По данным Госкомстата РФ, общий объем накопленных в России японских инвестиций на конец декабря 2004 года составлял 727,1 млн долларов (в том числе прямых - 139,8 млн), что составляет менее 1% от общего объема аккумулированного иностранного капитала в экономике страны. Наиболее значительные поступления японских инвестиций пришлись на 2003 год (свыше 1 млрд долларов.), однако основную часть этой суммы составили кредиты по проектам, осуществляемым по схеме соглашений о разделе продукции, в частности "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

Чтобы решить проблему инвестиционного вакуума, в апреле 2005 года была создана Российско-японская организация содействия торговли и инвестициям (РЯОСТИ). Кроме того, сейчас активно развиваются уже работающие проекты освоения шельфа Сахалина, а также новые инвестиционные проекты в сфере машиностроения (строительство автомобильного завода Toyota в Санкт-Петербурге), угольной промышленности (создание СП Mitsui и "Евраз Груп") и атомной энергетики (проект ИТЭР).

Как видно из перечня наиболее крупных российско-японских инвестиционных проектов, ведущая роль в них принадлежит топливному сектору и энергетике. Так, в сфере нефтегазового комплекса наряду с уже действующими проектами "Сахалин-1" и "Сахалин-2" японские компании проявляют повышенный интерес к транспортировке российского сжиженного природного газа (СПГ). Совсем недавно, в сентябре 2005 года, "Газпром" заключил соглашение с Mitsui O.S.K. Lines и Itochu Corporation о сотрудничестве в транспортировке 15 млн тонн этого продукта со Штокмановского месторождения в США, что эквивалентно 10% мировой торговли СПГ. В рамках соглашения, окончательные детали которого будут оформлены весной 2006-го, японские корпорации должны будут построить для российской стороны порядка десяти газоналивных танкеров. Кроме того, планируется участие японской компании Itochu в поставках глубоководных труб для строительства морского участка Северо-Европейского газопровода.

Актуальными остаются и вопросы совместного строительства энергомоста между Сахалином и Японией, реализация планов по строительству которого намечена на 2006-2008 годы. Япония также планирует принять активное участие в строительстве восточного нефтепровода Тайшет-Находка из Восточной Сибири на российское побережье Тихого океана.

Реализация всех перечисленных проектов может привлечь в Россию десятки миллиардов долларов японских инвестиций, и можно рассчитывать, что завершившийся визит в Японию Владимира Путина станет катализатором этого процесса.

Выгодные "Сахалины"

Соглашения о разделе продукции (СРП) представляют особый экономико-правовой механизм взаимоотношений инвесторов и государства, в соответствии с которым в РФ осуществляется ряд совместных долгосрочных проектов с участием иностранных инвесторов в области разработки крупных месторождений углеводородов ("Сахалин-1", "Сахалин-2", "Сахалин-3", разработка Штокмановского и Приразломного месторождений).

Цель СРП состоит в определении условий и положений, относящихся к разведке и разработке ресурсов, путем замены существующего налогового режима и режима лицензирования договорными положениями, сохраняющими силу в течение всего времени осуществления проекта. В соответствии с СРП правительство Российской Федерации сохраняет свои права и собственность на все нефтяные и газовые ресурсы, а частные инвесторы, в том числе и зарубежные, инвестируют весь капитал, необходимый для разработки месторождений, и выплачивают бонусы Российской Федерации на ключевых стадиях разработки проекта.