Полет «О-васи»

Андрей Цунский
17 декабря 2007, 00:00

Одним из самых популярных направлений в работе Государственного музея искусств народов Востока с самого начала его работы стало искусство Японии

Совместный проект журнала «Эксперт» и Mitsubishi Electric при поддержке посольства Японии в России

Японская коллекция Государственного музея искусства народов Востока начала формироваться еще в 1918-м, в год основания музея. Сейчас она насчитывает более 8 тыс. единиц хранения, и с самого начала среди них были настоящие шедевры.

Первые экспонаты — редчайшие гравюры на дереве — поступили из частной коллекции К. Ф. Некрасова, а годом позже экспозицию пополнили образцы японского искусства из фондов Училища живописи, ваяния и зодчества, более известного широкой публике как Строгановское. Оттуда в музей поступил очень редкий образец храмовой скульптуры эпохи раннего Средневековья — статуя бодхисатвы Фугэн на слоне. Фугэн — покровитель духовных и медитативных практик. Наиболее близкие аналоги «московского» Фугэн — скульптуры монастыря Тодзи в Киото, созданные, по предположению специалистов, в XII веке. Частные собрания П. И. Щукина, И. Э. Грабаря, Д. М. Мельникова и других знатоков и специалистов также стали доступны для широкой публики благодаря музейным залам. Великолепная японистка А. С. Коломиец собирала непосредственно в Японии графику самой восточной страны мира — впоследствии и эти работы перешли в музей.

Не оставалось в стороне и государство. В 1957 году масштабную закупку в Японии осуществило Министерство культуры СССР. В 1976-м была проведена закупочная экспедиция на Сахалине, после которой музейные залы украсили великолепные деревянные статуи XV-XVI веков. На протяжении долгих лет музей закупал экспонаты, в последние годы ему помогали как японские общественные организации, так и российское Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Так в фондах появились и традиционный японский фарфор, и коллекция японской игрушки. Музей обладает уникальной за пределами Японии коллекцией живописи этой страны.

 pic_text1 Фото предоставлено государственным Музеем искусств народов востока
Фото предоставлено государственным Музеем искусств народов востока

Но у любого музейного собрания есть коварные враги. Первый враг коллекции — эклектика. Особенно она опасна, когда имеешь дело с искусством Востока, где любое произведение, каждая деталь несут особый символический смысл. Даже неправильное расположение экспонатов может придать экспозиции неуместный оттенок иронии или нарушить ее гармонию. В Музее Востока этого не допустят работающие в его штате ученые: генеральный директор музея профессор А. В. Седов, ведущий научный сотрудник Н. А. Каневская, старшие научные сотрудники В. А. Друзь и Г. Б. Шишкина и многие другие. Заместитель генерального директора музея Татьяна Метакса — талантливый, харизматичный пропагандист — хорошо известна востоковедам, постоянным посетителям музея и телезрителям.

В Японии самых талантливых людей объявляют «национальным достоянием» при жизни, оберегают их, им обеспечена государственная поддержка. Весь коллектив музея преданно служит искусству — той сфере человеческой деятельности, которая позволяет людям разных народов и цивилизаций понимать друг друга. Научные работы сотрудников музея с интересом читают не только в России и на Западе, но и в самой Японии. Наших ученых можно было бы назвать национальным достоянием России. Жаль, что у нас нет такой традиции.

Второй недруг музейного дела — время. С ним бороться сложнее. Сколько труда и сложных технологий требуют реставрационные работы, сбережение древних экспонатов — и тут многое зависит от тонкости понимания ученого и реставратора. Можно сохранить в фондах подлинник, а выставить современную копию, но дыхания эпохи, напряженного эстетического содержательного поля никакой новодел не передаст, он станет просто дорогим сувениром. В Музее Востока каждый экспонат — подлинник.

Не только ценность произведения искусства растет с годами. Растет и цена, в том числе и цена его содержания. Здесь на помощь приходят меценаты, которыми могут выступить как отдельные люди, так и государственные и общественные организации, крупные компании. Сами японцы никогда не забывают о своих «культурных посольствах» за рубежом, и Музей Востока не стал исключением. Японский фонд помог обновить оборудование музейного хранилища. Посольство Японии в Москве преподнесло в дар музею витрину, в которой теперь надежно хранится уникальный художественный ансамбль: большой орел на сосновом корневище работы Кэндзиро Канэда и четырехстворчатая двусторонняя ширма «Бурное море». В 1896 году они были подарены японским императором Мэйдзи российскому императору Николаю II в связи с его коронацией. Начиная с XVI века изображение сидящей на возвышении хищной птицы в Японии стало неизменным украшением апартаментов правителей и символизировало незыблемость и авторитет власти. А этого орла на родине назвали «О-васи» — «большой орел» — и признали предметом национальной гордости: это единственная в мире скульптура из слоновой кости такого размера и такого художественного уровня. У «О-васи» судьба была сложной и полной дальних «перелетов»: после коронации последнего императора России он «угнездился» в Оружейной палате Кремля, затем в 1941 году его эвакуировали в Свердловск. После войны «большой орел» вернулся в Москву. В 1964 году «О-васи» снова побывал на родине, в Токио и Киото, по просьбе японской стороны — соотечественники хотели увидеть своего посланца еще раз. С 1982 года он поселился в Музее Востока. Долгие годы экспонат реставрировался и теперь занимает почетное место в центральной витрине.

А с апреля 2007 года началось сотрудничество Музея Востока и московского представительства компании Mitsubishi Electric Europe B. V., которое является официальным спонсором выставок Музея Востока, посвященных Японии.

 pic_text2 Фото предоставлено государственным Музеем искусств народов востока
Фото предоставлено государственным Музеем искусств народов востока

В музее практически не бывает «ленивых», скучающих посетителей. Тем более нет их в залах, посвященных японскому искусству. Заместитель генерального директора музея Т. Х. Метакса рассказывает: «Интерес россиян к Японии не утихает уже много лет. У нашего музея очень активная и творческая аудитория — постоянные посетители охотно занимаются искусством икебана, в музее проходят концерты японской музыки, лекторий никогда не бывает пуст. В настоящее время в музее проходит выставка “Зимний день”, посвященная творчеству ведущего российского мультипликатора и художника Юрия Норштейна, который создал фильм на основе поэтического цикла Мацуо Басё. Выставку дополняют работы наших российских икебанистов и вечера традиционных форм японской поэзии.

Россияне вообще очень восприимчивы к японскому искусству. У нас проходила выставка Варвары Бубновой под названием “Самая японская русская художница”. Варвара Бубнова долгое время прожила в этой стране, очень там популярна и почитаема. На открытии ее выставки присутствовала известная всему миру госпожа Йоко Оно — по какой-то фантастической линии она оказалась родственницей русской художницы!»

Коллекция музея позволяет проводить периодические выставки, специально посвященные японской гравюре, керамике. В 2006 году прошла выставка японской живописи из частных собраний, которую курировала Галина Шишкина, старший научный сотрудник музея.

Музей посылает свои выставки и в Японию. В декабре этого года в Японии открывается замечательная выставка «Музей мечты Сюто Садаму. Выставка коллекции Сюто Садаму из Государственного музея искусства народов Востока».